Старые суда отпугивают страховщиков

СПб. Как известно, морское предприятие связано с повышенной опасностью, а судно является дорогостоящим транспортом.

Морское страхование судов (каско) принято рассматривать как самостоятельный вид морского страхования. В наиболее обобщенной форме этот класс морского страхования в международных терминах и понятиях обозначается как Hull and Machinery Insurance, тто есть страхование корпуса, машин и механизмов судна.
Одновременно этим термином подчеркивается полная обособленность устанавливаемых правоотношений от морского страхования грузов.
Ограниченная ответственность
Традиционно морским страхованием судов (каско) занимаются акционерные страховые компании. А вот относительно страхования ответственности судовладельцев перед третьими лицами сфера деятельности акционерных страховщиков крайне ограничена. В условия договора морского страхования судна может быть включен специальный пункт (оговорка), по которому морской страховщик обеспечивает 1 / 4 страхового покрытия в части страхования ответственности судовладельца.
Содержание условий договора страхования судна концентрируется вокруг корпуса, машин и оборудования этого судна на случай гибели или повреждения. К страховым случаям здесь также относится пропажа судна без вести.
Российские страховщики предлагают судовладельцу не только страхование корпуса, машин и механизмов судна, но и большой перечень видов ответственности судовладельца. Но некоторые из видов ответственности российские страховщики не могут предоставить в полном объеме, по этой причине судовладельцы вынуждены страховаться в клубах взаимного страхования.
Это объясняет тот факт, что большое число российских страховых компаний позиционируют себя как каско-страховщики и предлагают в полном объеме лишь некоторые виды ответственности, не подразумевающие существенного лимита ответственности по договору.
Возраст - помеха
На данный момент реалии российского рынка страхования судов говорят о том, что в первую очередь страховые компании конкурируют в разрезе ставок на страхование.
Но в то же время судовладельцы отдают предпочтение страховщикам с большим опытом в данном виде страхования, имеющим достаточное количество корреспондентов, урегулированных претензий, страховщикам, предоставляющим дополнительные, часто принципиальные для судовладельца преимущества.
Стареющий флот российских судовладельцев является негативным моментом для страховщиков. Ситуацию не спасает даже растущий спрос на строительство новых судов. При этом возраст судна является одним из ключевых факторов, влияющих на стоимость страхования.
Ставки по страхованию каско судов на российском рынке варьируются от 0,2% до 4% от действительной стоимости судна, при этом часть страховой премии может быть возвращена за период отстоя судна.
На заметку
- В средние века в Ломбардии и Франции морское страхование существовало уже как развитый институт. С переносом в начале XVII в. центра международной торговли из Средиземноморья в Англию и Голландию там получило широкое развитие и морское страхование.
Чаще всего те суда, которые хотели застраховать их владельцы, ни одна страховая компания уже не решится взять на страхование из-за сильного износа.