11:3929 ноября 200711:39
9просмотров
11:3929 ноября 2007
Генеральный директор ГНПРКЦ "ЦСКБ-Прогресс" Александр Кирилин рассказал dp.ru о перспективах отечественной ракетостроительной отрасли, о роли самарского куста предприятий этой сферы.
<b></b>
<b>DP.RU: Что Вы можете сказать о разработанном в "ЦСКБ-Прогресс" проекте ракеты-носителя повышенной грузоподъемности "Союз-2-3"? </b>
- "Союз-2-3" - это наша инициативная разработка. Мы готовим несколько вариантов этого носителя, используя задел предприятий Самарского региона, в том числе, по двигателям НК-33. В России больше нет ни одного двигателя, подобного этому.
<b>DP.RU: Кто ваши конкуренты?</b>
- РН "Ангара", которую разрабатывает ГКНПЦ им. М. В. Хруничева. В настоящее время на космодроме "Плесецк" строится стартовая площадка под эту ракету. На 2011 г. запланирован её полет с абсолютно новым двигателем производства московского НПО "Энергомаш". Но по своим характеристикам, по своей конструкции этот двигатель уступает НК-33.
<b>DP.RU: Как создание новой ракеты изменит вашу долю на рынке носителей?</b>
- Если сейчас мы в рамках пилотируемой программы обеспечиваем 5-6 пусков в год: 2 пилотируемых и 3-4 грузовых корабля, то с 2009-2010 гг. мы можем удвоить количество запусков. Это стало возможным из-за того, что с рынка пусковых услуг уходит "Шаттл" (пилотируемый, частично многоразовый космический корабль США Space Shuttle предназначен для доставки людей и грузов на низкие околоземные орбиты и обратно – прим. редактора).
<b>DP.RU: В чем причина отказа американцев от полета "Шаттлов"?</b>
- В 2008-2009 гг. в Соединенных штатах будет свернута программа запусков многоразовых челноков "Шаттл" из-за дороговизны их использования и низкой надежности при эксплуатации. Но у них есть программа финансирования работ до 2015 года по созданию нового пилотируемого многоразового корабля и нового носителя для него, грузоподъемностью от 36 до 130 тонн.
<b>DP.RU: Значит ли это, что Россия, несмотря ни на что, сохраняет лидирующие позиции в сфере изготовления ракет-носителей?</b>
- Большинство коммерческих запусков европейских спутников планируется осуществлять на наших носителях, так как РН "Союз" официально признана европейским носителем. Предприятие также хорошо зарекомендовало себя на рынке услуг выведения американских КА. В настоящее время мы уже запустили большую часть группировки спутников американской программы спутниковой связи "Глобалстар". Очередные 4 запуска по 6 спутников однозначно будем осуществлять мы, и еще на 4 запуска по 6 спутников состоится конкурс. А что касается удвоения пилотируемых полетов и грузопотоков к МКС, то контракт между Роскосмосом и НАСА на этот коммерческий проект уже заключен.
<b>DP.RU: Каковы ближайшие перспективы отечественного ракетостроения?</b>
- Самые радужные - возможность осуществления запусков сразу с 3 космодромов: Байконура, Плесецка и Гвианского космического центра. Ни одна фирма не строит космодромы на территории чужой страны, а мы будем иметь площадку во Французской Гвиане.
<b>DP.RU: Как это произошло?</b>
- Мы встречались с президентом Путиным 31 августа 2000 года в Волжском Утесе как раз накануне его визита во Францию. Я попросил Владимира Владимировича рассмотреть возможность осуществления коммерческих запусков с экватора, а заодно и попасть в европейское космическое сообщество. Через две недели он улетел во Францию и договорился с президентом Франции Шираком о создании нашей площадки на территории Французской Гвианы.
<b>DP.RU: Существует расхожее мнение, что "Союз-2-3" - лишь продолжение существующей линейки ракет, придуманной еще в эпоху Королева, а потому давно устаревшей идейно…</b>
- Нет, это совершенно новая ракета, похожая на предыдущие только внешне. "Союз-2-1А" и "Союз-2-1Б" оснащены цифровой системой управления и цифровой телеметрией. Потом мы эти системы трансформируем на свои ракеты тяжелого класса, что обеспечит соответствующую степень надежности.
<b>DP.RU: А рождаются в мире какие-либо иные принципиально новые идеи запуска в космос?</b>
- Мы участвуем в проекте "Воздушный старт". ("Воздушный старт"- запуск РН с борта самолета – прим. DP) Документацию готовит ГКЦ "КБ имени Макеева", а мы создаем носитель. Привлекательность проекта в том, что не имея наземной технической позиции, возможно осуществлять запуски в районе экватора.
<b>DP.RU: Но ведь принцип запуска сохраняется – та же ракета. Более совершенных схем пока не предложено?</b>
- Более серьезные схемы я сейчас не озвучиваю…
<b>DP.RU: Что даст участие в программе выпуска ракеты "Союз-2-3" самарским предприятиям авиакосмической отрасли?</b>
- Это на ближайшие 30 лет как минимум загрузит заказами весь куст самарских предприятий: "Металлург", "Металлист", "Моторостроитель", "Гидроавтоматика", СНТК им. Кузнецова, как это ранее произошло с производством ракет "Р-7" и лунной "Н-1".
<b>DP.RU: Можно самарцам пообещать, что их город останется космической столицей России?</b>
- На все 100%!
<b>DP.RU: Насколько возрастут объемы производства на вашем предприятии?</b>
- Планируем на протяжении 3-5 лет увеличить объемы производства на 2/3 и приблизиться к доперестроечным показателям. В самые продуктивные годы мы делали до 65 носителей. Такое количество было обусловлено короткими сроками существования спутников на орбите, ведь некоторые из них запускались всего на 2 недели. Сейчас, например, срок эксплуатации КА "Ресурс-ДК" рассчитан на 3 года. В связи с этим уменьшается частота пусков. Тем не менее, мы выйдем на производство 24-25 ракет в год за счет новых заказов из-за завершения программы полетов американских "Шаттлов" и начала эксплуатации РН "Союз" в Гвианском космическом центре.
<b>DP.RU: Как меняется отношение со стороны государства, ведь были и трудные для вашего предприятия времена, когда вы с трудом удерживали квалифицированные кадры и спасались выполнением коммерческих заказов?</b>
- Действительно, раньше финансирование со стороны основных заказчиков, которыми являются Роскосмос и Космические войска Министерства обороны РФ, было минимальным, так что мы с трудом сохраняли производственную базу и изготавливали ракетно-космическую технику. Сейчас ситуация с финансированием изменилась. Появилась масса конкурсов и программ по линии Роскосмоса и Министерства обороны. Государственные заказчики заинтересованы, чтобы мы создавали современную конкурентоспособную технику: космические аппараты и ракеты-носители на уровне лучших мировых образцов. В прошлом году мы запустили космический аппарат "Ресурс ДК" - первый в России оптико-электронный гражданский аппарат дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением - до 1 м. По полосе захвата примерно 40 км при съемке и по производительности - 1 млн км² в сутки - сегодня ему нет равных в мире.
Мы выиграли и следующий конкурс на перспективный КА "Ресурс-П". Роскосмос поставил более серьезные задачи перед этим спутником. И в 2010 году мы должны запустить гражданский спутник, с разрешением уже примерно 0,8-0,9 м с полосой захвата более 35 км с расширенным спектральным диапазоном наблюдений.
<b>DP.RU: Какое участие в обеспечении деятельности самарских предприятий отрасли принимают областные власти и лично губернатор Владимир Артяков?</b>
- Губернатор поддержал нашу идею создания регионального центра приема и обработки информации с отечественных КА, в том числе, КА "Ресурс-ДК 1". Мы уже смонтировали свою антенну и разворачиваем на территории предприятия комплекс аппаратно-программных средств. Со следующего года центр заработает. Это будет большой помощью в деле кадастрового учета земли.
<b>DP.RU: Предприятие больше зарабатывает на ракетах или спутниках? Что для вас более важно экономически?</b>
- Мы изготавливаем и носители, и космические аппараты. 30% продукции - изделия по заказам Минобороны, 30% - по линии Роскосмоса, до 30% составляют коммерческие запуски и 10% - это конверсионная направляющая, т.е. гражданская продукция. В моем понимании, такой расклад наиболее благоприятный для ведения бизнеса.