Кладоискатели в Англии и в России. Почувствуйте разницу

Сообщение о чудесной археологической находке, случившейся в английском графстве Вустершир, где археолог-любитель извлек из земли гребень из медного сплава, украшенный орнаментом и датированный I веком нашей эры интересно не самим фактом находки, а тем, что это одна из 58290 (!!!) находок, которые сделали в текущем году британские любители погулять с металлоискателем.

<b>Все находки зафиксированы </b>в рамках национальной программы &#171;Свобода принципов работы с малыми историческими находками&raquo;. Эта программа предусматривает, что владельцы металлоискателей обязаны сообщить о своей находке специальным уполномоченным экспертам, но при этом отнюдь не обязаны сдавать ее государству. Сообщается также, что все самые интересные археологические находки в Великобритании в 2007 году сделаны именно археологами-любителями. Схема абсолютно безупречна: государство в лице национальных музеев и институтов получает всю информацию об археологических находках на своей территории, а нашедшие их становятся легальными владельцами откопанных вещей. И никакого тебе &#171;черного археологического рынка&raquo;, имеющего быть в наличии в нашей стране.
<b>Страсть людей к кладоискательству</b> – страсть многовековая и неизбывная, бороться с ней запретительными мерами бесполезно. Согласно же действующему российскому законодательству любые археологические раскопки, если они не ведутся соответствующими государственными институтами, незаконны и более того – уголовно наказуемы! Как это диссонирует с английскими методами, а? И, самое главное, что запрет этот не дает в России никаких результатов. &#171;Черная археология&raquo; -- явление просто повальное, помимо армии профессиональных копателей, имеются еще и тысячи &#171;любителей&raquo;, а в сельских местностях металлоискатель стал непременным атрибутом быта. Как раньше ходили &#171;по грибы&raquo;, теперь ходят &#171;по металл&raquo; и находят при этом много интересного. Археологи профессиональные – профессора и академики -- буквально рвут на себе волосы при виде раскопанных курганов в Пермской области или шурфов в прибрежных районах Краснодарского края, но сделать ничего не могут.
<b>Финансирование на археологические</b> исследования в масштабах страны мизерное, а цены на &#171;археологию&raquo; все растут и растут. Россия не менее богата на места с &#171;историческим&raquo; почвенным слоем, чем Англия – при этом мы не говорим об огромных по своим масштабам территориям, на которых разворачивались бои Великой Отечественной – это совсем другие &#171;копатели&raquo;, причем соотношение поисковиков отыскивающих и захоранивающих останки воинов Красной Армии к тем, кто ищет по лесам оружие и немецкую эмблематику – условно говоря, десять к ста. Причем все это обильно сдобрено криминалом – известен случай, когда в лесу нашли мертвым &#171;копателя&raquo;, согласившегося за большие деньги показать место, где в земле лежит немецкий танк (стоимость у западных коллекционеров в зависимости от марки и модификации – от $1000000).
<b>Государство никак не контролирует</b> ни военных &#171;копателей&raquo;, ни &#171;археологов&raquo;. Между тем для ученых важнее всего сведения – <i>где именно</i> и <i>что </i>найдено, важна хронология раскопок слой за слоем. Обладание предметом вторично, вполне достаточно его качественных фотографий. И если ввести в России программу, аналогичную британской, то выиграют все. &#171;Копатели&raquo; станут легальными владельцами тысяч найденных вещей, археологи получат сведения практически обо всех находках, а антикварный рынок утратит одну из своих нелегальных составляющих. Повторимся, запреты и уголовное преследование не приносят никаких результатов – <i>все равно раскопают</i>.
<b>Найденный англичанином</b> гребень теперь именуется &#171;гребнем Пича&raquo;, по имени нашедшего его Рассела Пича и это еще один из стимулов раскрыть свою находку государству – попасть в историю. &#171;Каргопольский клад Михаила Сурова&raquo;, или там, &#171;Золотой олень Алексея Данюкова&raquo;. Звучит, согласитесь, для старателей заманчиво.
<b>Несмотря на видимые преимущества</b> и простоту такого решения, Россвязьохранкультура, что называется, не мычит, не телится, занимаясь исключительно шумными пиаровскими акциями вроде выпуска каталогов подделок живописи. Коллекционеры и антиквары в итоге разберутся, где что, а вот земля российская просто стонет от варварского археологического ограбления. Или все английское, включая, что называется &#171;передовой опыт&raquo; у нас теперь под запретом? Однако, зря.