Дмитрий Пузанков : "Вуз обязан быть креативным"

Ректор петербургского государственного электротехнического университета ЛЭТИ Дмитрий Пузанков считает, что фирмам мало охотиться за головами лучших выпускников – они должны работать еще со студентами, находясь с вузом в стратегическом партнерстве. Только так, уверен ректор, рождаются специалисты в высоких технологиях, где базовые программы меняются каждые 3–5 лет.

<b>Д. П.:</b> У нас реализуются более 50 основных образовательных программ в области высоких технологий, и практически все они должны кардинально меняться каждые 3–5 лет. Конечно же, поддерживать и материально-техническую базу, и кадры, и методические разработки нам одним не по силам.
Выход мы видим в совместной с нашими стратегическими партнерами-работодателями подготовке специалистов и выполнении научно-технических разработок. Обучение должно дополняться участием студентов в реальных проектах.
Мы работаем примерно со 150 организациями. Они очень разные, и наибольший интерес для нас представляют те, которые имеют стратегию своего развития, заинтересованы в разностороннем и долговременном сотрудничестве с ЛЭТИ. Один из первых успешных примеров стратегического партнерства – работа с компанией "Моторола". При ее участии в вузе созданы лаборатория и студенческое учебно-проектное бюро. В них студенты и сотрудники работают над перспективными разработками программных систем.
<b>"ДП":</b> На двухуровневую подготовку Вы перешли почти 15 лет назад...
<b>Д. П.:</b> Да, уровневую подготовку мы реализуем с 1992 года, но полномасштабно вуз перешел на нее в 2007 году. Мы стали первым в России техническим университетом, который пошел по этому пути, не дожидаясь, когда в масштабах страны будет разработано все необходимое нормативное обеспечение. В этом смысле мы пошли на риск.
<b>"ДП": </b>Многие работодатели говорят, что им не нужны "недоученные специалисты"...
<b>Д. П.: </b>Да, часто слышу такое мнение. Многие еще реально не представляют, что это за специалисты такие – бакалавры, и не готовы брать их к себе на работу. Но если показать сомневающимся компетенции бакалавров (не академических, подготовка которых началась в 1992 году, а практико-ориентированных, которых ряд вузов начал готовить в последнее время), не показывая слово "бакалавр", никаких вопросов у большинства работодателей не возникает. Негативная реакция нередко возникает и у представителей вузов – ведь проще не перестраивать учебный процесс, не делать большие вложения, не тратить время и силы. Зачем все это, если можно работать по-старому? Мы все с трудом отвыкаем от привычного, устоявшегося.
<b>"ДП":</b> Руководителей "Моторолы" не смущает, что теперь к ним на работу будут приходить бакалавры?
<b>Д. П.:</b> Нет, не смущает. Главное в том, что студент работает, начиная с третьего курса, принимает участие в реальных проектах, приобретает необходимую компетенцию. Если он захочет продолжить образование в магистратуре, фирма не против. Ведь в магистратуре более 50% времени отдано в распоряжение вуза.
Этого достаточно, чтобы реализовать фактически любую необходимую заказчику программу подготовки и устроить любого работодателя.
<b>"ДП":</b> Не получится ли, что выпускник, подготовленный по такой программе, сможет впоследствии работать только на каком-то конкретном предприятии?
<b>Д. П.: </b>Нет, такую подготовку ни в коем случае нельзя рассматривать как узкую целевую. Очевидно, что невозможно подготовить специалиста, одинаково хорошего во всех видах деятельности в выбранном направлении.
Важно, чтобы он имел хорошую базовую подготовку (уровень бакалавриата), а также получил глубокие знания, навыки и опыт по какому-либо профилю (уровень магистратуры). Такой выпускник сможет быстро адаптироваться в рамках своего направления к изменяющимся условиям и требованиям новых задач профессиональной деятельности.
<b>"ДП": </b>Среди стратегических партнеров в основном западные компании?
<b>Д. П.: </b>Нет, приведенный пример партнерства просто характеризует большую готовность к такому взаимодействию в условиях середины 1990-х годов зарубежных компаний.
Сейчас абсолютное большинство наших стратегических партнеров – это отечественные организации. Например, ЦНИИ "Электроприбор", НИИ "Вектор", ОАО "Радар ММС", ОАО "Светлана", ФТИ им. А. Ф. Иоффе РАН, ОАО "Интелтех", ОАО "Силовые машины" и многие другие.
<b>"ДП": </b>Хотя ректор назначается на 5 лет, у вас каждый год проходит тайное голосование "за" или "против". Обиженные сотрудники бросают черные шары?
<b>Д. П.:</b> Случается... Но все равно больше оказывается моих сторонников. У нас вуз инновационный. Люди понимают, что хотя изменения, возможно, коснулись их самих и усложнили их жизнь, в целом это правильное направление развития вуза. Нельзя толочься на одном месте и ждать манны небесной.
<b>"ДП": </b>Будете ли переходить на тестовую систему вместо экзаменов, как это сделал Горный институт?
<b>Д.П.:</b> Обязательно. Ребята должны работать в системе, по которой они могут проверить свои знания. Самоподготовка – вот что главное.
<i>Эльви Усманова, Виктория Куценко</i>