Строители назвали цену эстетики в недвижимости

Столичные девелоперы готовы к тому, чтобы использовать красоту в строительстве как товар и даже дать оценку эстетике – "на входе" и "на выходе", то есть с точки зрения инвестиций и добавленной стоимости.

<b>Полвека назад Никита Хрущев</b> провозгласил начало "сдирание излишеств" на совещании строителей. Генсек декларировал, что архитектура не должна быть искусством вообще, вспоминает архитектор и глава "Мастерской Михаила Филиппова" Михаил Филиппов.
<b>Сегодня люди готовы</b> платить за красоту, которая повышает стоимость жилья на 10-30%, а то и все 100%, хотя инвестиции в качественную архитектуру составляют всего 3-4%, утверждает профессор кафедры "Прагматика культуры" Высшей школы экономики Александр Долгин.
<b>"Лишь 0,1%</b> всего возводимого жилья учитывает эту наценку на красоту, - заметил он. – Многие рынки уже освоили красоту как товар: не только рынки моды и роскоши, где красота традиционно высоко ценится и дорого стоит, но и автомобилестроение, и гастрономические рынки, и многие-многие другие".
<b>Между тем Москва</b> сегодня представляет собой не красоту неземную, а бешеную эклептику, неуклюжее смешение элитных домов со скучными типовыми "хрущевками", "сталинок" с деловыми центрами из "стекла и бетона". При этом каждый год появляется 50-60 тыс. новых квартир (5 млн м<sup>2</sup>). Когда уж тут думать об эстетике.
<b>Перед Москвой стоит цель</b> - 6 млн м<sup>2</sup> из 36 млн м<sup>2</sup>, приходящихся на хрущевские 5-этажки, к 2009 году должны быть снесены, по словам первого заместителя главного архитектора Москвы Юрия Григорьева. На их местах придется построить в 2,5 раза больше жилья, дабы окупить расходы на снос, переселение, обновление инженерной структуры.
<b>"Беда в том</b>, что мы придумываем новые серии домов, а директора заводов не хотят менять конвейер, - говорит Григорьев. – У них и так идет прибыль, зачем еще что-то менять? Мы с Кузьминым (главным архитекторов столицы) требуем, чтобы каждые 3-4 года эти серии менялись, и никак не можем этого добиться. Отсюда этот красно-белый дом П-44 во многих районах. Отсюда одинаковость. Мы пытаемся с этим бороться, но это очень сложно в условиях, когда деньги командуют всем".
<b>Есть ли экономический смысл</b> в том, чтобы делать жилье эстетичным, тщательно просчитала строительная компания Urban Group. Поиск ответа на вопрос специалисты вели с окраины Москвы – в районах массовой застройки.
<b>"Мы сравнили две серии </b>панельных домов: старинную П-111, которая строится до сих пор, и более новую П-44К, - рассказывает гендиректор Urban Group Иван Богатов, - При разнице в себестоимости строительства этих двух серий в $50 на м<sup>2</sup> разница в цене этого метра при продаже доходит до $200. Мы выяснили, что наши вложения в эстетику в конечном итоге будут стоить около $2,5 млн на поселок с продажной площадью 50 тыс. м<sup>2</sup>. Это порядка 3,5-4% от инвестиций. Это и есть стоимость красоты – не дорого в масштабе общих вложений".
<b>Красота и эстетика </b>в архитектуре – это сегодня условные понятия, считает архитектурный критик и главред "Made in Future" Николай Малинин.
<b>"Достаточно сравнить</b>, как оценивается архитектура в рекламных буклетах, в журналах о недвижимости, в журналах профессиональных, в широкой прессе, - говорит он. - Ничего дельного про дом прочитать невозможно – какие-то сопли и слюни, направленные на то, чтобы "впарить" продукт заказчику-лоху".
<b>За 15 лет на сайте</b> "Другая Москва" "скопилось" 170 домов, отмеченных на выставках, в прессе, в конкурсах, как самые красивые. Из них жилых – всего около 30.
<b>"Я стал сравнить цены </b>вот в этих правильных, красивых домах, с ценами домов, находящихся в тех же районах, – говорит Малинин. – И оказалось, что никакой принципиальной разницы по ценам между ними нет. Более того, даже если изначально эта разница была заложена, то в процессе строительства и продажи она сравнялась".
<b>"Рынок настолько разогрет</b> и перегрет, что он "ест" все, и ему совершенно все равно, интересная это архитектура или нет. По большому счету, эстетика никому, кроме архитектора и города, не нужна", - делает вывод критик.
<b>Можно долго рассуждать</b>, что такое эстетика, но что такое антиэстетика – видно всегда. И если это не отражается на цене, то отражается на ликвидности, уверен Долгин.
<b>"Красивый дом</b> при той же заявленной цене продается вдвое-втрое быстрее, что с учетом оборачиваемости средств дает высокую рентабельность", - заключает он.