Надежда Копытина: "Я продавала шторы и "Тройной одеколон""

Владелица и президент группы компаний "Ледово" Надежда Копытина планирует в два раза увеличить оборот своей компании уже в 2008 году. А начинала она свой бизнес в Лужниках и на Черкизовском рынке.

<b>DP.RU: Вы действительно приехали в Москву в 17 лет и начали работать продавцом на рынке?</b>
<b>Н.К.: </b>Да. Я уехала от родителей (мой папа-геологоразведчик, мама - страховой агент) из Нижневартовска поступать на политэкономию экономического факультета МГУ. Не поступила.
<b>В начале 90-х </b>рынок был такой – выходишь на улицу и продаешь. Я продавала компьютеры, принтеры, шторы, одежду, "Тройной одеколон". Очень ярко помню свою торговлю в Лужниках, на Черкизовском рынке.
<b>DP.RU: А как попали в бизнес морепродуктов?</b>
<b>Н.К</b>.: В 1994 году сразу после оптовой торговли одеждой организовала "Сальмон". Литовцы подсказали, что у нас спрос на крабовые палочки, а они заинтересованы в их продвижении. Убедили меня, что этим надо заниматься. Я начала реализовывать крабовые палочки.
<b>DP.RU: А как вы заработали свой первый миллион?</b>
<b>Н.К</b>.: Вот так он и получился. На крабовых палочках. В 1995 году.
<b>DP.RU: Имеется в виду не 1 млн. рублей, а $1 млн.</b>
<b>Н.К.: </b>Это и был $1 млн.
<b>DP.RU: У посредника по продаже крабовых палочек?</b>
<b>Н.К.: </b>Какой посредник! Человек, который держит на себе абсолютно все: и покупку, и растаможку, и разгрузку, реализацию, контракты, аренду, персонал.
<b>DP.RU: Рынок морепродуктов остается самым динамичным на рынке продуктов питания и растет на 30-40% ежегодно? За счет чего? Как долго, по вашим прогнозам, продлится бурный рост рынка?</b>
<b>Н.К</b>.: Есть еще более динамичные рынки – соусов, майонеза. По моим прогнозам, рынок морепродуктов будет расти, пока есть спрос на "хлеб и зрелища". Морепродукты сопряжены с развлечениями, поскольку это легкая закуска к белому вину, ингредиент праздничных блюд. Сегодня во время корпоративных праздников креветка на шпажке – самая популярная горячая закуска.
<b>Понятно, что </b>в какой-то момент произойдет насыщение рынка. Однако у морепродуктов нет заменителей.
<b>DP.RU: Какие cегодня самые интересные, растущие сегменты на рынке морепродуктов?</b>
<b>Н.К</b>.: Всегда выстреливает экзотика. Не факт, что она будет сразу востребована рынком. Но если потребитель распробовал ее, позиция начинает быстро расти в продажах.
<b>Хочется, чтобы </b>потребитель распробовал рыбу из Йемена от "Ледово" - 20 видов новой для российского рынка рыбы, королевские и белые креветки, которые выводим на рынок в ноябре.
<b>DP.RU: А какой у вас рекламный бюджет?</b>
<b>Н.К.: </b>Когда мы рекламировались на телеканалах, наш бюджет составлял $500 тыс. в год. Сейчас этот бюджет уходит на маркетинговые события в сетях – на дегустации. На наш взгляд, это два самых эффективных вида рекламы.
<b>DP.RU: Каковы объемы продаж традиционной для вас продукции?</b>
<b>Н.К</b>.: Рынок креветки оцениваем в 50 тыс. тонн в год. Входим в тройку лидеров и завершим год объемом производства в 10 тыс. тонн.
<b>Сегодня рынок </b>замороженных овощей оценивается в $ 250 млн. И считается, что он растет на 5% в год. Мы сохранили лидирующие позиции в замороженных шампиньонах: из 12 тыс.тонн на рынке - 2,5 тыс. тонн в год наши.
<b>Правда, упустили </b>лидирующие позиции в брендовом сегменте рисовых смесей. На сегодня в нем лидируют "4 сезона" и Hortex. Перед нами теперь встает задача вернуть былую славу нашему суббренду "Снежана".
<b>DP.RU: В 2007 году "Ледово" продемонстрировало рост на 484% в категории private label. Под марками каких сетей производите продукцию?</b>
<b>Н.К</b>.: У нас федеральные контракты на производство продукции под частными марками с тремя розничными сетями. И на подписи еще два контракта.
<b>В 2007 году </b>мы произвели в этом сегменте 388,3 тонны продукции. Это около 2% нашего производства. Это интересный сегмент, поскольку наши контрагенты, в итоге, качественнее заключают с нами договоры на все виды нашей продукции.
<b>C нуля вырасти </b>на 484% очень просто.
<b>DP.RU: Каковы предпочтения потребителей в сегментах, в которых присутствует "Ледово"? </b>
<b>Н.К.: </b>На первом месте у потребителей – креветка в панцире. На втором – свежезамороженные шампиньоны. На третьем месте – пресервы. На рынок пресервов пришло одновременно пять производителей, но емкость рынка выросла примерно на 50%, и мы продолжаем расти в продажах на 15-20%.
<b>DP.RU: Вам удалось выполнить план по переходу к концу 2007 года на новую технологию выращивания шампиньонов?</b>
<b>Н.К.: </b>В декабре получим первый урожай по новой технологии. Если сейчас собираем 25-28 кг шампиньонов с квадратного метра, то ожидаем до 35 кг.
<b>DP.RU: Планируете выводить "Ледово" на IPO?</b>
<b>Н.К</b>.: Про IPO нам рано думать. Однако возможно привлечение как финансовых, так и стратегических инвесторов. Я сейчас провожу переговоры как с западными, так и с российскими партнерами, чтобы объединить усилия и достичь максимального роста выручки.
<b>Компания</b> становится интересна рынку после оборота в $150 -200 млн. На уровне до $ 100 млн огребаешь слишком много забот и проблем. Слишком много усилий и не такой большой результат, который хотелось бы получить. На 2008 год запланировано удвоение бизнес-показателей "Ледово".
<b>DP.RU: Вы согласны со стереотипом, что за красивой женщиной в бизнесе обычно стоит мужчина?</b>
<b>Н.К.: </b>Да… И этот мужчина – Бог!
<b>DP.RU: Какую сумму вы мечтаете заработать?</b>
<b>Н.К.</b> (отвечает, не задумываясь): Миллиард евро.
<b>DP.RU: </b>Эта та сумма, с которой вы готовы уйти из бизнеса?
<b>Н.К</b>. (задумавшись): А куда я уйду? Дети к тому моменту вырастут. Я уже сегодня – счастливый и обеспеченный человек. Мне хочется достичь управления большой компаний, для этого нужно расти и развиваться.
<b>DP.RU: При каких условиях вы могли бы продать свой бизнес?</b>
<b>Н.К.: </b>Продажа бизнеса это - как венец успеха и как подвид бизнеса. Ну, скажем, если предложат сумму, превышающую ту, на которую рассчитываешь - 200 млн. евро и прямо сейчас можешь быть свободна.
<b>Находиться с семьей </b>– это приятно. Но я хочу еще чего-то и в социуме достигать.
<b>DP.RU: Сейчас в какую сумму вы оцениваете "Ледово"? </b>
<b>Н.К</b>.: По некоторым оценкам, она стоит 30-60 млн. евро.
<b>DP.RU: Ваше отношение к деньгам, для вас – это цифра, власть, свобода?</b>
<b>Н.К</b>.: Они просто должны быть. Они хороши, как инструмент, как ресурс. Так же как и человеческий или временной ресурс. Если нет времени, чтобы использовать деньги, то они и не нужны.
<b>DP.RU: Удивляет, что при такой погруженности в бизнес, у вас трое детей. Как удается все совмещать?</b>
<b>Н.К</b>.: Дети мне во всем помогают. Младшей через месяц исполнится пять лет. Благодаря Тихону, которому шесть (он пошел в первый класс), я научилась работать за компьютером, закончила институт. А когда у меня появилась Милана в 2002 году, я открывала ресторан "Рыба-Хит", который мы потом закрыли с мужем и оборудование до сих пор стоит в коробках в "Ледово".
<b>DP.RU: В этом году вы стартовали как продюсер фильма "Ванечка". Вложенные в фильм $ 2 млн – собственные деньги? Это прихоть, любовь к искусству или новое направление бизнеса?</b>
<b>Н.К</b>.: Моя подруга, которая занимается съемками документального кино, порекомендовала обратить внимание на этот вид бизнеса. Она считает, что такие настойчивые как я необходимы киноиндустрии.
<b>Прошел </b>первый двухнедельный прокат фильма. Пошли первые поступления. Есть спрос на права: телевизионные, dvd, на прокат в разных странах. Сейчас их приобрели в России, Украине. Ведем переговоры о цене с Израилем и Польшей. В планах – продажа прав на фильм в Азию.
<b>Правильно</b>, когда деньги приносят минимум 20% годовых. И киноиндустрия при успешном стечении обстоятельств их приносит. Я знаю, что в этом году те, кто вложился в китайские активы, получили до 80% годовых. Но у каждого свой путь получения доходов.