Стивен Белл: "WiMAХ будет заметен уже в следующем году"

Стандарт беспроводной связи WiMAX из малопонятной абревиатуры становится эффективным средством связи. Одной из компаний, активно популяризирующих WiMAX по всему миру, является Motorola. Стивен Белл, старший директор по маркетингу и развитию бизнеса WiMAX и Стефан Коэн, менеджер по развитию бизнеса WiMAX в Европе рассказали dp.ru о преспективах технологии.

<b>DP.RU: Каковы современные тенденции развития WiMAX? Доживем ли мы до того, что он когда-нибудь заменит Wi-Fi?</b>
<b>С.Б.:</b> Прежде всего следует сказать, что WiMAX никогда не заменит Wi-Fi. Эта технология является дополнением к Wi-Fi, она расширяет его возможности, расширяет его мобильность. Люди привыкли к интернету. Они используют его чаще, проводят в нем больше часов. Интернет работает на настольном ПК или ноутбуке, но мы хотим перенести тот опыт, который накопили пользователи настольных ПК, на мобильные устройства. Наша задача - обеспечить возможность персональной широкополосной связи для карманного устройства. Я думаю, что в течение двух-трех ближайших лет стандарт WiMAX широко распространится во многих странах, и степень его распространенности и популярности приблизится к 3G и Wi-Fi.
<b>С.К.:</b> Когда Motorola говорит о WiMAX, она имеет в виду мобильный WiMAX, то есть, к примеру, стандарт 802.16e. В настоящее время 12 коммерческих сетей подобного рода уже развернуты нашей компанией в различных странах мира. В рамках наших сетей мы предоставляем услуги стационарной связи, мобильной связи, а также связи для мигрирующих пользователей. Причина, по которой WiMAX пока еще не очень развит в России, состоит в том, что существуют определенные барьеры со стороны законодательства, и это тормозит развитие, но на следующем этапе WiMAX будет распространяться все шире и шире.
<b>DP.RU:</b> И, все-таки, какие проблемы в первую очередь мешают распространению WiMAX - технологические, инфраструктурные или административные?
<b>С.К.: </b> А нет никаких особых проблем! Когда мы говорим о WiMAX, мы говорим о Worldwide Interoperability for Microwave Access - едином всемирном стандарте. К примеру, сети CDMA больше распространены в США и Азии, GSM - в Европе. WiMAX же должен стать общим стандартом для всех стран.
<b>DP.RU:</b> Как операторы связи сегодня могут заработать на услугах WiMAX? Что от них требуется?
<b>С.К.: </b>Существуют различные бизнес-модели, и все они успешно применяются. Рассмотрим пример оператора Sprint, который продвигает WiMAX в исключительно развитой технологически стране - в США. Можно привести в качестве примера и компанию Wateen Telecom, которая в развивающейся стране, Пакистане, коммерчески успешно разворачивает сеть WiMAX в тех областях, где вообще не было никакой связи, или она была нестабильной; или же работающую бизнес-модель Mobile Broadband. Всего есть 12 операторов, которые в коммерческом режиме эксплуатируют сети WiMAX. У каждого из них есть возможность получить дополнительную прибыль.
<b>DP.RU:</b> Легко ли оператору войти в этот бизнес? Сколько вложений от него требуется?
<b>С.К.: </b>Бизнес в области услуг WiMAX наша компания рассматривает, как технологию уровня оператора связи. Соответственно, уровень затрат совершенно такой же, как и в области любого другого аналогичного бизнеса в области телекоммуникационных услуг. Нет особенного смысла входить на этот рынок, имея в виду использование модели WiFi. Но важно отметить, что окупается эта технология быстрее, да и текущие издержки у нее намного меньше, чем у других технологий беспроводной связи - особенно в том, что касается передачи данных.
<b>DP.RU:</b> Каким образом она окупается?
<b>С.К.: </b>Как известно, WiMAX основывается на технологии OFDM, а эта технология в 4 раза более эффективна при передаче любой информации, чем все остальные.
<b>С.Б.: </b>Одна из основных метрик, которыми изменяется эффективность того или иного решения - это полная стоимость владения (TCO). Если оператор желает развернуть сеть, в которой будет передаваться только речь, то лучшим для него решением станет технология GSM. Если же оператор желает передавать данные, то тогда ему имеет смысл обратить внимание на технологию WiMAX, которая справляется с этой задачей гораздо эффективнее.
В современном интернете появляются новые сервисы, которые требуют больших объемов передачи данных или просто загрузки больших файлов. Разумеется, чем больше людей ими пользуется, тем популярнее становятся эти сервисы. В результате получается экспотенциальная кривая. Сети на основе GSM просто не справятся с этим взрывным ростом трафика. Для того, чтобы на мобильном устройстве обеспечить столь же комфортную работу с интернетом, как и на настольном ПК, нужно применять более совершенные решения, такие как WiMAX.
<b>DP.RU:</b> Что вы можете сказать о проблеме с нехваткой оборудования для WiMAX? Это реальная или надуманная проблема?
<b>С.Б.:</b> Мы развернули по всеми миру 12 сетей, находящихся в реальной коммерческой эксплуатации. Мы развиваем глобальную экосистему партнеров. Несмотря на то, что процесс сертификации ее еще не завершен, эта технология широко используется. В 2008 году вы уже сами начнете замечать, что появляется очень много устройств, предназначенных для работы в сетях WiMAX. С 2008 по 2009 год их ассортимент будет значительно расти.
<b>DP.RU:</b> Сотрудничает ли ваша компания с российскими операторами связи в деле продвижения WiMAX?
<b>С.К.: </b> Для компании Motorola Россия является одним из приоритетных рынков. Motorola верит в технологию Mobile WiMAX. Поэтому мы будем продвигать эту технологию на коммерческой основе везде, в том числе и на российском рынке. Мы уже проводим переговоры с большинством российских операторов связи.
<b>DP.RU:</b> Сколько денег Motorola готова вложить в развитие WiMAX в России?
<b>С.Б.: </b>У нас не принято оглашать инвестиции, которые мы делаем в отдельную страну, продукт или технологию. Могу только сказать, что $4 млрд во всем мире мы потратили на исследования и разработки. Какая-то определенная часть от этой суммы пришлась на WiMAX.
WiMAX является открытой технологией, вокруг которой реализуется экосистема партнеров, поэтому ее внедрение положительно скажется на российских компаниях, которые создают те или иные решения для сетей WiMAX.