Сидеть, чтобы оставаться сидящим

"Открытое китайское искусство", Михайловский дворец (филиал Русского музея). До 31 декабря.

Более 40 картин представленных художников написаны после 1978 г., когда Дэн Сяопин ослабил идеологический режим.
Первый зал неожиданно предлагает оттиски печатей, выполненных Ли Ланьцином - бывшим- вице-премьером Госсовета КНР. Материалом для печатей, созданных Ланьцином, выбраны нефрит, другие камни и керамика. Для получения яркого отпечатка автор использовал густую красную тушь. Крошечное пространство в два цвета - белый и красный - воплотило суть китайской культуры: оттиск - это не только подпись или знак, но и предмет эстетического созерцания.
На боковой стороне печати вырезано имя автора, дата создания работы и указание на ее идею. Эта надпись (по-китайски - "бянькуань"), является неотъемлемой частью произведения. Резное увлечение господина Ли познакомит вас с историей эстетических ощущений российско-китайской культурной политики.
По трем живописным разделам выставки - "Душа родного края", "Дух Востока" и "Впечатления нового времени" - можно отследить основные направления творческих поисков в пореформенной живописи Китая. В 1990-е гг. она отошла от первобытного реализма и соцарта, гипнотически внушенных когда-то нашими отечественными преподавателями. Эти работы можно свести к жесту ребенка, который на что угодно показывает пальцем, говоря: "Это!" Такое непосредственное движение не обременено ни знанием, ни именованием, ни обладанием, указание выявляет тщетность какой бы то ни было классификации объектов.
Согласно духу чань-буддизма, сюжеты картин не описываются, не украшаются разного рода значениями или моралью. "Видение без комментариев", остановка смысла - разве такое искусст-во могло бы научить чему-то, что-то выражать или развлекать? Возможно, китайские художники пишут для того, чтобы быть пишущими. Так происходит в практике сидячей медитации: нужно оставаться в положении сидя, "только для того чтобы оставаться сидящим". Современное "сокровенное письмо" - порождение многовековой китайской эстетики, лишенной какой бы то ни было вульгарности, неподчинение истерии тел, для которой одинаково невозможны набросок и исправления. Сама линия освобождается от стремления пишущего создать о себе выгодное впечатление, она не выражает что-либо, а просто наделяет саму себя существованием. Что она позволяет мне прочесть - так это точную линию моего пути: без следа, обочин и отклонений.
Китайское искусство, представленное на выставке, напоминают все и ничего. Оно легко читается, преподнесенное в знакомой манере письма. Оно кажется простым и близким, приятным, изысканным, поэтичным, полностью удовлетворяющим набору успокоительных определений. Теряя, в конце концов, все эти прилагательные, оно впадает в состояние смысловой подвешенности, которая кажется тем более странной, ибо делает невозможным самый обычный комментарий.
Камень брошен, но на водной глади смысла не осталось ни кругов, ни даже ряби.