00:0002 ноября 200700:00
93просмотров
00:0002 ноября 2007
Дачники на Карельском перешейке любят совершить моцион "на дачу Маннергейма". Старые финские усадьбы с таким названием есть под Зеленогорском, близ Рощино и еще в доброй полудюжине поселков. На самом деле Маннергейм никогда недвижимостью на Карельском перешейке не владел и в этих местах не жил.
Нынешние развалины, превратившиеся в достопримечательности
местного значения, имели других хозяев, а легенда, связавшая их с финским
маршалом, скорее всего, плод пропагандистских усилий НКВД. Во время
советско-финской войны утку про дачу вражеского главнокомандующего особисты
использовали для подъема боевого духа красноармейцев, которые тысячами погибали,
штурмуя мощные финские укрепления. Так или иначе, но имя Маннергейма прочно
вошло в нашу топонимику, и мы его знаем как "дачу" и как "линию". А в Финляндии
Маннергейм, согласно опросам общественного мнения, сохраняет статус "финна номер
один". В этом году со дня рождения маршала и президента Финляндии исполняется
140 лет.
Шоколадный дом
Генерал-лейтенант русской армии Карл
Густав Маннергейм покинул Россию после 30 лет службы поздней осенью 1917 г., не
приняв новых порядков. Его политическая и военная карьера в Финляндии началась,
когда ему перевалило за пятьдесят. Планируя посвятить остаток жизни тихим
сельс-ким радостям, он и предположить не мог, какой груз ответственности готовит
ему судьба.
В Хельсинки он поселился в небольшом двухэтажном доме с видом
на воду, который ему сдал в аренду владелец знаменитой шоколадной фабрики Карл
Фазер (в Финляндии принято произносить Фаццер). В 1942 г. финский парламент
принял решение выкупить дом у собственников и подарить отцу нации и
главнокомандующему, и вроде бы даже деньги собрали по подписке на это благое
дело. Деяние было приурочено к 75-летию Маннергейма - кстати, Гитлер посчитал
нужным лично поздравить главу союзной страны с этой датой и специально прилетел
в Финляндию на несколько часов.
Покупка дома не состоялась: когда страна
уже вышла из войны, выяснилось, что денег владельцы так и не получили. В итоге
вместо дома в столице президенту преподнесли в дар сельскую усадьбу.
Собственником он стал накануне своей отставки, в имении проводил летние месяцы,
а на зиму уезжал в Швейцарию, где и умер в 1951 г., успев закончить двухтомные
мемуары.
Дом в Хельсинки почти сразу после смерти Маннергейма был
превращен в музей. Атмосфера подлинности, не воссозданная, а бережно
сохраненная, производит впечатление не только на знатоков военной и
дипломатической истории, но даже на безнадежных профанов. В экспозиции нет ни
одного предмета, которого не было бы в доме при жизни политика. На своем месте
осталась библиотека, собрание фотографий и картин, коллекция охотничьих трофеев
- в гостиной на полу лежат шкуры тигров-людоедов, убитых Маннергеймом в Непале.
Каждая из деталей, будь то походная кровать в аскетической спальне или бюро
XVIII века, купленное для кабинета на блошином рынке в Париже, дает возможность
представить выдающегося финна в разных проявлениях.
Российскому периоду
жизни Маннергейма в финском музее уделено очень большое внимание. Ни лакун, ни
пробелов: служба в кавалергардском полку, события личной жизни - женитьба,
рождение дочерей, участие в русско-японской войне, поездка по Китаю и Монголии с
разведывательными целями под видом исследователя-натуралиста, Первая мировая
война и награды за личную храбрость, в том числе Георгиевский крест. Финский
военачальник и государственный деятель был достойным русским офицером - из этого
наши соседи не делают тайны, и их национальное самосознание нисколько этим не
ущемлено.
Карамельный вернисаж
На этом фоне вполне логично
выглядят попытки отечественных предпринимателей использовать в отношениях с
финскими партнерами фигуру общего героя. На днях в Хельсинки с большой помпой
открылась выставка, претендующая на художественное отражение российской части
биографии Маннергейма. Дисциплинированные финские чиновники в галстуках, с
супругами под руку отправились после работы в русский культурный центр. Долгие
речи о волшебной силе искусства стали гарниром для кучки экспонатов очень
спорного уровня. Вылизанная копия помпезного парадного портрета - официальная
часть, несколько ученических пейзажей с Мойкой-Фонтанкой - для местного
колорита, балерины в голубом (маршал, будучи кавалергардом, увлекался) - для
тематической широты. Вольные копии с архив-ных фотографий, выполненные в
карамельной гамме - и розовое шампанское, чтобы запить все это дело.
Не
стоит питать иллюзий, что финны в своей душевной простоте не в состоянии
отличить искусство от профанации. К счастью, как хорошо воспитанные люди, они
нашли способ достойно пережить этот вернисаж. Главный гость, внучатый племянник
маршала и тоже Маннергейм, на бесконечные вопросы журналистов о том, как ему
нравится выставка, отвечал тактично: "Извините, еще не успел
посмотреть!"
Этот портрет, озаглавленный "Карл Густав Маннергейм -
председатель правления банковской ассоциации", выполнен в 1929 г. финским
художником Аксели Гален-Каллела. По художественному уровню сравнение явно не в
пользу мастеров, выставлявшихся на днях в Хельсинки!