00:0019 октября 200700:00
34просмотров
00:0019 октября 2007
Зинаида Серебрякова. "Обнаженные". Русский Музей, Корпус Бенуа. По 31 октября.
Выставка Серебряковой - не менее
значительный памятник отечественному либерализму, чем соседствующий с музеем
Спас-на-Крови, монумент реформам Александра II - Освободителя. Свое первое
изображение нагого тела - хрестоматийную "Купальщицу" - художница создала в 1911
г., аккурат к 50-летию отмены в России крепостного рабства и ограничения
телесных наказаний. Все последующие работы Серебряковой - гимн освобожденной
женщине. Их героини - дородные, гладкие, непоротые. Гламурные венециановские
крестьянки, в ответ на законодательные инициативы молодого императора скинувшие
с себя все и представшие как главное богатство страны, ее вечный стабфонд.
Художница, кажется, совсем не боялась снискать репутацию расистки и изображала
обитательниц даже самых экзотических территорий (Патагонии, Индии, Турции,
Марокко) рослыми блондинками. И уж совсем не интересовали художницу мужские
тела: кураторам выставки удалось раздобыть лишь пару ранних набросков вялого
пожилого натурщика и каких-то бесхозных пацанов. Подозрительно пухлые формы на
поздних полотнах Серебряковой затрудняют их половую идентификацию. В реальной
жизни эмоционально репрессированная и отягощенная постылым бытом, Серебрякова
реабилитировалась в творчестве, с едва ли не маниакальным упорством живописуя
женские тела.
Гвоздем выставки стала серия панно, выполненных в 1930-х
гг. для виллы на границе Бельгии и Франции. Заказчик (юрист, электрозаводчик и
плантатор, на склоне лет приобретший баронский титул) пожелал запечатлеть свои
трудовые достижения и увлечения в виде обнаженных красоток: Юриспруденции,
Электрификации (точнее, Света), Агрономии (точнее, Флоры), Искусства.
Юриспруденцию для большей привлекательности решили изобразить без повязки на
глазах и без весов. Чтобы зрительный ряд был обширнее, добавили дам,
символизирующих страны, где заказчику доводилось поднимать экономику. Панно
весело поблескивают свежей краской. Организаторы показа не стали скрывать: до
того как картины были обнаружены на старой вилле, они хранилась неподобающим
образом, живопись была поедена грызунами. Прежде чем выставлять полотна, их
основательно реставрировали. Что, наверное, оказалось несложно: изображения были
выполнены размашисто, без лишних нюансов. Увидев такую живопись, можно
определенно заключить, что ремеслу ее автор учился мало. Так и было: девочкой
Серебрякова, урожденная Лансере, наблюдала за работой отца-скульптора в его
ателье, затем недолго посещала частную студию, где, кажется, не рисовала, а пила
чай с педагогом, потом немного тренировалась в Эрмитаже, немного в Париже. В
результате мастерством едва ли превзошла средний уровень выпускников Училища
технического рисования барона Штиглица. Этого, впрочем, ей хватило, чтобы
прорваться в будущее: обнаженные серебряковские дамы, сто лет назад изображавшие
Индию, Сиам, Турцию и Японию, теперь выглядят бесстрашными провозвестницами
грядущих войн за независимость некогда так безнадежно порабощенных.