Потребили самих себя

Обладание товарами более "крутых" марок, а не ответы на вопросы "Кто я?" и "Куда я иду?" становится целью в жизни, меркой состоятельности и успешности человека.

Мне знаком случай, когда 13-летняя девочка не может ничему радоваться: общению с людьми, с природой. Не может восхищаться архитектурой, живописью, не получает наслаждения от музыки. Радость у нее возникает только в одной ситуации - в процессе шопинга, когда ей покупают что-нибудь новое. Но товары для нее быстро утрачивают новизну, а потому - радость. В итоге она впала в состояние неуемного потребления. Главный закон, который правит в потребительском обществе: наслаждаться одной и той же вещью невозможно длительное время.
Бесконечное потребление - новое заболевание психики, и оно, несомненно, связано с депрессией. Что заставляет меня говорить о депрессии? Депрессия характеризуется отсутствием каких бы то ни было желаний. Когда человек подвержен патологическому, навязчивому потреблению, он со временем вообще перестает чего-либо хотеть, потому что теряет себя как личность - хотеть некому.
История про эту девочку - далеко не единичный случай, это модель сегодняшнего социума: все потребляют, и, значит, я тоже буду, чтобы занять особое место, не благодаря тому, что я нестандартно думаю или хочу многое в этом мире сделать, а благодаря тому, что имею.
Проблема 1 современного общества - отсутствие пространст-ва для мысли и бессознательная борьба с интеллектом. В итоге по-требление становится новой идеологией: к 25 годам купить машину, к 30 - машину на класс выше и еще квартиру, к 35 - машину, уже представительскую, и дачу, к 40 - самое респектабельное авто и дачу побольше, а квартиру в центре.
Каждый человек - это субъект культуры. Наши идеалы и мы сами формируемся под влиянием среды, в которой живем. Родители той девочки, о которой я рассказал выше, не уделяли ей достаточно внимания и тепла. Попросту говоря, ей не хватило любви, и она пыталась компенсировать ее дефицит респектом со стороны одноклассников: обладание дорогами вещами давало ей возможность занимать привилегированное положение в школе, которая и является ее социумом. Дети набираются ценностей от родителей. Если мама и папа умеют восторгаться искусством, литературой, то и ребенок будет ориентироваться на эти устойчивые ценности.
Виктор Мазин, главный редактор журнала "Кабинет", заведующий кафедрой психоанализа Восточно-европейского Института психоанализа