00:0019 октября 200700:00
11просмотров
00:0019 октября 2007
Обладание товарами более "крутых" марок, а не ответы на вопросы "Кто я?" и "Куда я иду?" становится целью в жизни, меркой состоятельности и успешности человека.
Мне
знаком случай, когда 13-летняя девочка не может ничему радоваться: общению с
людьми, с природой. Не может восхищаться архитектурой, живописью, не получает
наслаждения от музыки. Радость у нее возникает только в одной ситуации - в
процессе шопинга, когда ей покупают что-нибудь новое. Но товары для нее быстро
утрачивают новизну, а потому - радость. В итоге она впала в состояние неуемного
потребления. Главный закон, который правит в потребительском обществе:
наслаждаться одной и той же вещью невозможно длительное
время.
Бесконечное потребление - новое заболевание психики, и оно,
несомненно, связано с депрессией. Что заставляет меня говорить о депрессии?
Депрессия характеризуется отсутствием каких бы то ни было желаний. Когда человек
подвержен патологическому, навязчивому потреблению, он со временем вообще
перестает чего-либо хотеть, потому что теряет себя как личность - хотеть
некому.
История про эту девочку - далеко не единичный случай, это модель
сегодняшнего социума: все потребляют, и, значит, я тоже буду, чтобы занять
особое место, не благодаря тому, что я нестандартно думаю или хочу многое в этом
мире сделать, а благодаря тому, что имею.
Проблема 1 современного
общества - отсутствие пространст-ва для мысли и бессознательная борьба с
интеллектом. В итоге по-требление становится новой идеологией: к 25 годам купить
машину, к 30 - машину на класс выше и еще квартиру, к 35 - машину, уже
представительскую, и дачу, к 40 - самое респектабельное авто и дачу побольше, а
квартиру в центре.
Каждый человек - это субъект культуры. Наши идеалы и
мы сами формируемся под влиянием среды, в которой живем. Родители той девочки, о
которой я рассказал выше, не уделяли ей достаточно внимания и тепла. Попросту
говоря, ей не хватило любви, и она пыталась компенсировать ее дефицит респектом
со стороны одноклассников: обладание дорогами вещами давало ей возможность
занимать привилегированное положение в школе, которая и является ее социумом.
Дети набираются ценностей от родителей. Если мама и папа умеют восторгаться
искусством, литературой, то и ребенок будет ориентироваться на эти устойчивые
ценности.
Виктор Мазин, главный редактор журнала "Кабинет", заведующий
кафедрой психоанализа Восточно-европейского Института психоанализа