Слухами можно и нужно управлять

Обратную связь воспринимать как подарок. СПб. "Мне нет дела, что обо мне говорят", - такую фразу часто произносят люди независимые и уверенные в себе. Многие из них, впрочем, в этом вопросе лукавят.

Как только человек выходит на арену бизнеса, деловая репутация (в том числе и его личная, а не компании в целом) становится важнейшим активом, оружием, боевым знаменем и хлебом насущным.
Армия анонимных пользователей сети Интернет, представители которой в любой момент готовы сказать что угодно и про кого угодно, только усугубляет ситуацию.
Из неприятного
Даже если компания представляет собой образец корректности и порядочности, а ее руководитель ведет себя идеально, от толков и слухов никто не застрахован - это факт.
"Руководитель обязательно должен быть готов к тому, что кто-то всегда будет критиковать его действия, - говорит Евгений Креславский, директор Института "Новые возможности" (ООО "Центр социального и психологического консультирования"). Репутация каждого руководителя включает: представление о нем как о деловом партнере, оценку эффективности как руководителя и последовательность его действий внутри компании.
Соответственно, для создания положительного образа во всех трех ипостасях надо добросовестно вести себя с партнерами, давать рынку информацию об эффективности компании и быть последовательным во внутренней политике компании".
Информировать рынок о собственной эффективности, кстати, можно разными способами, в том числе и открытой политикой по отношению к СМИ.
Важны люди
Даже когда речь идет о личной репутации руководителя, надо помнить, что на нее могут бросить тень действия других людей, в частности его непосредственных подчиненных. И именно поэтому работе с ними надо уделять особое внимание.
"Для компании, которая занимается интеллектуальным бизнесом, репутация - это все, - рассказывает Ольга Самоварова, генеральный директор центра научных исследований и аудита "Панацея". - При этом репутация компании и репутация руководителя неразрывно связаны между собой. Создание же репутации занимает долгие годы, это очень длительный процесс. Очень важный элемент работы - это подбор персонала, и здесь ответственность полностью ложится на руководителя фирмы. Если о сотруднике компании говорят плохо как о профессионале, значит, налицо просчет первого лица компании".
Цените кризисы
Как это ни парадоксально, отличную службу репутации руководителя может сослужить тяжелое положение в возглавляемой им компании. С этой точки зрения, кризисы и негативные высказывания - настоящее благо для управленца, которому небезразлично, как он выглядит в глазах партнеров и рынка. По словам Евгения Креславского, тема репутации сегодня фантастически актуальна. "Репутация может серьезно изменяться в зависимости от того, как ведет себя руководитель в кризисной ситуации. Ведь кризис сразу привлекает к себе повышенное внимание, и это внимание необходимо использовать, - продолжает он. - Так, например, в трудный для компании период ее лидер может выступить с открытым заявлением и тем самым создать себе прекрасную репутацию, даже когда дела в фирме идут не очень хорошо.
Кроме того, надо уметь принимать обратную связь. Положительную или отрицательную, обратную связь надо воспринимать как подарок и соответственно к ней относиться".
Евгений Креславский, директор ООО "Центр социального и психологического консультирования", уверен: кризис в компании - прекрасная возможность для улучшения репутации руководителя.
Кстати
Репутация стоит дорого, но крайне сложно точно сказать, сколько именно. Согласно Международным стандартам финансовой отчетности, деловая репутация не признается как актив, поскольку не является идентифицируемым ресурсом, контролируемым компанией, который может быть надежно оценен.