16:3708 октября 200716:37
2просмотров
16:3708 октября 2007
У меня есть два приятеля – один архитектор. А другой – писатель, серьезный, известный, плотно занят общественной деятельностью на благо страны. Время от времени архитектор (отъявленный нигилист и резонер) звонит писателю и, изменив голос, важно спрашивает:
- Это писатель такой-то?
- Да, слушаю Вас.
- Это Вас из нобелевского комитета беспокоят… Для Вас снова ничего нет!
<b>Писатель матерится,</b> бросает трубку и пару недель не разговаривает с архитектором. Просто он чересчур серьезно относится к собственной персоне и своему творчеству, но не верьте ни секунды, если какой-либо писатель скажет Вам, что Нобелевка ему до лампочки, и что ему и без нее хорошо живется. В таком разе он просто нагло врет и манерничает.
<b>Сложнее обстоит дело</b> с физиками – в этой области встречаются такие углубленные в предмет своих исследований субъекты, что им действительно Нобелевская премия не сильно важна – важен процесс познания мира. И тем не менее, и тем не менее… Когда Жорес Алферов получил свою Нобелевскую, то пришел обниматься по этому поводу он к президенту Путину, никак не ниже. И Виталий Гинзбург получал поздравления на самом высоком уровне по поводу признания своих заслуг нобелевским комитетом – пусть и запоздало, но лучше поздно, чем никогда.
<b>И вот опять в Стокгольме</b> начали раздавать вожделенные золотые медали в сопровождении что-то там около полутора миллионов долларов. Какие наши шансы? Да никаких! Никаких шансов у нас нет, и быть не может в существующем последние 20 лет отношении к науке в нашей стране. И Алферов, и Гинзбург получили свои премии за достижения, сделанные ими в советское время, когда весьма эффективно работала система Академии наук со всеми ее многочисленными институтами, где ученые имели возможность удовлетворять собственное любопытство за государственный счет.
<b>20 лет эта система</b> только разрушается, и российскую Академию наук трясет, как при бомбежке, от всевозможных реформ, присылаемых с вершин власти. В советское время звание «академик» придавало его обладателю немыслимый почет, уважение и открывало практически все двери. Последующее время свою «Академию» не открыл только ленивый, раздавая левые издания на право и налево, и нивелировав практически до нуля первоначальное значение высокого звания. Одновременно разрушалась сама система Академии наук, когда-то в главных институтах открывались мебельные салоны и офисы фирм-однодневок.
<b>Директор института</b> (тот, кто успел им стать в позднее горбачевское время) строил себе коттедж на Рублевке, а научные сотрудники шли в биржевые маклеры. Некоторые, такие как, например, Дерипаска, Прохоров, Евтушенков доросли до олигархов, но про физику и химию и не вспоминают. И поэтому в нашей науке, как говорится, в бой идут одни старики – безо всяких шуток, старики и все. Появляются, правда, какие-то вялые статьи, что где-то там что-то, ученым начали платить, туда-сюда, возродился какой-то институт. Но былое величие советской науки утрачено, похоже, напрочь.
<b>Когда, бывало,</b> шел в Большом Кремлевском дворце очередной съезд КПСС или еще какое торжество неописуемое, то на главной многоярусной трибуне, что высилась на сцене, рассаживались все коммунистические вожди, присные и иже с ними. В первом, ближайшем к залу и самом главном ряду, сидели только члены политбюро и … президент Академии наук СССР – Анатолий Александров. Физик мирового уровня, о заслугах которого перед страной и наукой свидетельствовали три звезды «Герой социалистического труда», и такая «рассадка» говорила, прежде всего, о том значении, которое государство уделяло фундаментальной науке – да прежде всего в интересах обороны, кто бы спорил.
<b>Но, что характерно,</b> вопросы обороноспособности страны с повестки дня вовсе не сняты, да? И вот тоталитаризм проклят, фундаментальная наука разрушена практически дотла, а мы сидим с бананом на березе в штанах от Gucci и смотрим, как в Шведской столице шведский же король вручает медали тем, кто составляет гордость человечества – ученым. И ничего тут не скажешь про мифическую конъюнктурность (мол, американцы давно все проламбировали и «своим дают») - Нобелевскую премию вручают достойнейшим и за дело, это общеизвестно и сомнению не подвергается.
<b>В своей стране мы </b>вспомнили уже обо всем, что можно – и о проблемах села (Национальная программа), молодой семье и рождаемости (получите 250 тыс. рублей за каждого второго), и авиастроение, дорогах, нанотехнологиях, олимпийский играх Сочи – 2014 (пройдут как миленькие в запланированные сроки) и возрождении балета (Большой и Мариинка получают ну просто гигантские деньги из бюджета) – ну обо всем мы вспомнили! Кроме науки. Кроме того, что движет вперед человечество и за что вручают такие почетные, такие желанные и такие – увы! – для нас недоступные золотые нобелевские медали.
<b>А что лично до меня, </b>так я бы променял всю эту свистопляску вокруг Сочи на 3-4 «Нобелевки» для страны, что было бы никак не менее престижно и значительно более полезно для будущего нации. Не все же бегать, прыгать и с горки кататься. Иногда и подумать – совсем не грех.