00:0003 октября 200700:00
364просмотров
00:0003 октября 2007
В XIX веке газ считался самым дорогим топливом. Попытки осветить го-родское пространство в России предпринимались неоднократно. Основательно за этот вопрос взялся Петр I.
Для решения проблемы даже выписали архитектора
Жана-Батиста Леблона, чтобы он разработал "проект устройства уличных
фонарей".
Первый удачный опыт уличного освещения совместили с
празднованием победы русской армии над шведской (23 ноября 1707 г.). На улицах,
сходившихся у Петропавловской крепости, развесили фонари, осветившие на один
вечер улицы города. Для иллюминации всего Петербурга в ту пору требовалось 895
фонарей (на 15 шт. приходилось по одному фонарщику). Денег на жалованье, уход,
ремонт и топливо требовалось всего 14.851 рубль. Но даже этой суммы не нашлось в
городской казне. И тогда прибегли к методу, опробованному веками, - ввели сбор с
квадратной сажени (максимум - 1 копейка, минимум - полуш-ка). От налогового
бремени освобождались мастеровые, стрельцы и "подлые" адмиралтейского баталь-она
и слобод.
Основным топливом для фонарей с 1730-х гг. служило конопляное
масло. Такой выбор властей был оценен по достоинству - налогоплательщики изымали
топливо для собственных нужд, и на улицах по-прежнему царила
тьма.
Голубой свет
К XIX в. петербургское освещение по-прежнему
оставалось в зачаточном состоянии. Кроме воровства против жидкого топлива
говорил еще один факт: из-за невысокой мощности световая отдача была очень
небольшой. Поэтому альтернативу маслу и его эквивалентам пытались найти все
время.
В 1835 г. в Северной столице образовалось "Общество освещения
газом Санкт-Петербурга" с капиталом в 429 тыс. рублей. Энтузиасты пытались
продвигать новый вид топлива - газ. Поразмыслив некоторое время, петербургские
власти дали добро. В 1839 г. первое газовое общество начало действовать,
установив 204 газовых фонаря и получив разрешение освещать центральную городскую
улицу - Невский пр. (от Адмиралтейства до Литейного установили 84 фонаря). Но
вскоре радости от возможности круглосуточного освещения петербургских улиц
поубавилось. После подсчета годовых расходов выяснилось, что в год на один
газовый фонарь надо было по-тратить почти 45 рублей серебром, в то время как на
масляный - всего 9.
Тем не менее общество сумело утвердить в уставе 1844
г. привилегию на освещение Миллионной, Большой и Малой Морской, Михайловской,
Садовой, Гороховой и других улиц в течение 10 лет. Но главным достижением было
получение права на производство газа без ограничения срока. Таким образом,
общество обрекало себя на вечную жизнь.
Пока газовщики прописывали себе
исключительные права, городские власти уже искали альтернативу газу. И нашли -
хлебный спирт, смешанный со скипидаром. Тем временем деятельность первых
петербургских газо-осветителей с магистралей столицы переместилась в сферу
обслуживания внутренних помещений. Хлебный спирт на время победил, несмотря на
более высокую стоимость в сравнении с маслом (39 рублей на один фонарь против
25). Недостатки же масляных фонарей оказались достойными увековечивания в
художественной литературе. Николай Гоголь так и писал: "Далее, ради бога, далее
от фонаря и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастье еще, если
отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим
маслом".
Газово-керосиновая борьба
Пока одно газовое общество
пересматривало приоритеты в работе, появилось второе - "Общество столичного
освещения", с капиталом в 4 млн рублей. Новое общество действовало оперативнее
своего предшественника. Организованное в 1855 г., оно сразу же перешло к
решительным дей-ст-виям. В том же году ему была предоставлена привилегия сроком
на 50 лет освещать незаречные части Петербурга и Васильевский остров. Причем
ремонт и уход за фонарями осуществлялся за счет городской казны. К концу 1864 г.
в городе работало 3516 однорожковых фонарей и 144 четырехрожковых. Через 5 лет
газовых фонарей насчитывалось 7005. Неохваченными оставались только
Петербургская и Выборгская части города.
Власти, угнетенные разнообразием
осветительных веществ, на протяжении долгого времени пытались унифицировать
систему уличного освещения (до 1863 г. наряду с газовым продолжало существовать
масляное и спиртовое освещение). Но на предложение полностью перейти на газ оба
общества ответили отказом. Тогда решили использовать минеральное масло -
керосин. В объявленном конкурсе участвовало "Общест-во минерального масла",
купец Берман, торговый дом "Нобель" и гражданин США Шандор. Предложение Шандора
показалось правительству финансово самым выгодным, а потому самым убедительным.
Но длительный контракт заключать с ним не спешили. С 1 августа 1863 г. по 1 мая
1865 г. американскому кудеснику назначили испытательный срок. В течение этого
времени Шандор должен был с помощью керосина засветить от 6400 до 7020
фонарей.
Несмотря на предпринимаемые усилия, часть столицы по-преж-нему
оставалась неосвещенной. Финансовых ресурсов второго газового общества явно
недоставало. От заявки фирмы "Ридингер иК" Дума отказалась из-за нехватки
средств в казне. Но в 1870 г. чудесным образом обретенные деньги позволили
заключить контракт на осветительные работы с купцом Крюгером, через 2 года
передавшим свои права английскому акционерному общест-ву, которое в свою очередь
передало их французскому.
Пока разбирались, какой осветительный материал
совершеннее и материально выгоднее, в Петербурге появился новый вид освещения -
электрический.
На заметку
-За единицу света была принята
стеариновая свеча Невского завода. Максимальная мощность масляных и спиртовых
фонарей - 10,5-13 стеар. св., газовых - 19.
Источник: Семенович Г. Л.
"Уличное освещение города Санкт-Петербурга. Очерк развития освещения столицы с
ее основания до 1914 г."
В XIX в. петербургское освещение находилось в
зачаточном состоянии.
Из-за невысокой мощности световая отдача была очень
небольшой,
поэтому альтернативу маслу и его эквивалентам пытались найти
все время.