Кто в ответе за нанотехнологии?

Правительства, крупные корпорации, лучшие ученые умы – все сейчас занимаются нанотехнологиями. В России создают государственную корпорацию с многомиллиардным бюджетом, в Америке выделяют крупные правительственные гранты.

<b>Нанотехнологии призваны улучшить</b> качество нашей с вами жизни. Это направление в науке занимается изучением свойств объектов и разработкой устройств с размерами, обычно исчисляемыми от одного до ста нанометров (один нанометр равен тысячным долям миллиметра). Что дает подобная технология бизнесу? Множество товаров, от телефонов и брюк до лекарств и продуктов питания, с помощью нанотехнологий могут обрести ранее несвойственные им качества, например, необыкновенную прочность или электропроводность. В потенциале нанотехнолгий уже не сомневаются такие гиганты высоких технологий, как Intel, Hewlett-Packard и IBM.
<b>Через 15 лет российские ученые</b> собираются внедрить нанотехнологии в человеческий мозг. Министерство промышленности и энергетики России утвердило программу развития электронной промышленности до 2025 года, в которой предполагается запустить в производство наноэлектронные устройства, обеспечивающие "беспроводной контакт мозга человека с окружающим миром.
<b>Это направление науки </b>может принести нам не только пользу, но и большой вред. Например, более чем столетний опыт использования кварца или каменного угля доказывает, что регулярный контакт с ними грозит человеку серьезными, порой даже смертельными заболеваниями. И добавление даже мельчайших частиц этих веществ в продукты, которыми мы регулярно пользуемся, не уменьшает опасности для здоровья. Некоторые вещества могут быть весьма токсичны, так что при определенных обстоятельствах нанотехнологии становятся опасными для людей.
<b>Контролирующие органы во многих</b> странах мира не торопятся выяснить величину потенциальной опасности наноматериалов. Всего в нескольких государствах делаются различия между обыкновенными товарами и изготовленными с использованием нанотехнологий. Учитывая постоянно растущее предложение подобных продуктов на мировом рынке, трудно заподозрить контролирующие органы в желании проявлять должную заботу о нашем с вами здоровье. Конечно, излишняя осторожность может существенно замедлить развитие этого перспективного направления. Однако, спешка с продвижением непроверенных товаров, в конце концов, может вообще загубить всю отрасль.
<b>Крупные корпорации должны</b> нести полную ответственность за здоровье своих потребителей. Сейчас компании тратят огромные средства на всевозможные научные исследования. Потребитель, приобретающий товар, изготовленный с использованием нанотехнологий, обязан четко представлять себе, какие именно составляющие пошли на его производство. Некоторые корпорации опасаются, что, раскрывая подобную информацию, они разгласят и собственные торговые секреты (вроде пресловутого рецепта газировки Pepsi, который хранится за семью замками в сейфе). Однако бизнесу надо найти способ информировать публику о компонентах продукта, не раскрывая своих торговых секретов.
<b>Нанотехнологии способны принести</b> обществу огромную прибыль и пользу. Их потенциал все еще не определен до конца, поле для научных исследований не распахано. Но все эти восторги не должны мешать реалистическому восприятию действительности.
По материалам <a href="http://www.businessweek.com/technology/content/sep2007/tc20070911_759783.htm?chan=top+news_top+news+index_technology">Businessweek</a>