Слишком далеки от народа

Экономкласс в дефиците

СПб. Спрос на объекты экономкласса сегодня наименее удовлетворен.
По оценкам аналитиков "Бекара", около 70% от числа обращающихся в агентства хотят получить дом не дороже $200-250 тыс. То есть - по цене средней городской квартиры.
Но раньше 2009 г. достаточного количества предложений на рынок выведено не будет - класс "эконом" до сих пор представлен на рынке только единичными объектами.
О том, насколько велик дефицит такого жилья, косвенно говорят цифры маркетинговых исследований: так, по данным корпорации "Петербургская недвижимость", с начала года по всем классам произошло более-менее равномерное увеличение средней стоимости за 1 м2 коттеджа - в бизнес-классе цены подросли на 13%, в элитных поселках - на 14%, а в среднем классе стоимость метра выросла на 21%.
С трех до девяти
Среди основных покупателей недорогих домов Екатерина Шабалина, менеджер по маркетингу компании "Тимбер Продукт", называет в первую очередь тех, кто не успел купить в городе квартиру до ее подорожания и теперь рассматривает ближайшие поселки с целью приобретения жилья под постоянное проживание. Во-вторых, это люди, которые смогли купить квартиру до резкого повышения цен в инвестиционных целях и теперь планируют продать подорожавшее жилье в городе, чтобы "обменять" его на дом большей площади. Третья группа покупателей - те, кто хочет купить участок как инвестиционный ресурс.
В основном таких покупателей привлекает жилье площадью в 70-100 м2, с участком в 12-15 соток. Как правило, они готовы рассматривать как индивидуальный дом, так и таунхауз. Правда, рассматривать пока особенно нечего.
Общее количество поселков экономкласса на рынке увеличилось в 3 раза, но в абсолютных цифрах выглядит все равно скудно: в прошлом году к этой категории можно было отнести три-четыре поселка, в этом наберется уже 10-12. Правда, часть из них - дачи за пределами 60-километровой черты от Петербурга, то есть жить в них постоянно не получится.
По данным "Петербургской недвижимости", сейчас на рынке активно продвигаются следующие новые объекты: "Янино-2" (240 домов и таун-хаузы во Всеволожском районе) компании ООО "Национальная жилищная корпорация - Санкт-Петербург"; "Новое Минулово-2" компании ИСК "Константа"; приближенные к классу "эконом" по стоимости коттеджи в "Новой Кореле" (19 коттеджей и четыре блокированных жилых дома в Приозерском районе, реализация проходит в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России", микрорайон будет сдан в этом году). И все равно - "экономное" жилье составляет не более 5% от всего рыночного предложения.
На чем сердце успокоится
Аналитики настроены оптимистично: коттеджное домостроение в будущем будет все больше смещаться в сторону проектов экономкласса с хорошей транспортной доступностью. На момент зарождения рынка загородного строительства на нем присутствовали только дорогие объекты. Сегодня максимальное количество предложения приходится на проекты класса "бизнес". Стало быть, на очереди экономкласс. Тем более что застройщики активно осваивают новые технологии. Если раньше при строитель-стве загородных домов в предложении были преимущественно два основных типа материалов - дерево или кирпич, то теперь к ним добавились газобетон (пенобетон), панель-каркас и несъемная опалубка (Velox). Они позволяют сократить сроки строительства и существен-но его удешевить.
Типичный пример такой застрой-ки - "Новая Ижора" компании "Балтрос". Невысокую стоимость строительства удастся поддержать за счет собственной производственной базы - в холдинг "Балтрос" входит домостроительный комбинат "Славянский", который выпускает готовые к сборке комплекты домов. К 2009 г. проект уже начнет оказывать существенное влияние на рынок: поселок рассчитан на 20 тыс. жильцов. Уже сейчас на участке- построены 28 домов, в этом году компания намерена ввести в строй еще около 200 объектов. К концу 2008 г. количество домов должно вырасти до 590. Весь проект рассчитан на 3 года. На сегодня стоимость квадратного метра составляет 42 тыс. рублей, метраж жилья - от 70 м2.
Другой важный фактор - все больше девелоперских компаний выводят на рынок предложения жилых комплексов, в рамках которых может предлагаться жилье разных типов и классов, растет мас-штабность проектов. Это достаточно крупные по количеству домов поселки, где есть возможность снизить уровень постоянных затрат за счет масштабов строительства.
Основная часть покупателей недорогих домов - те, кто хочет купить постоянное жилье.