Доверяй и проверяй

Эффективность зависит от клиента

СПб. Рынок тренинговых услуг на пике развития. При этом эффективность той или иной программы определить не так-то просто.
Получаемые знания нередко оказываются по-верхностными, а погоня за знаменитым именем тренера оборачивается бессмысленно потраченным временем.
Начало
Хотя элементы тренинга использовались еще в Советском Союзе в 1970-х гг., а в конце 1980-х уже вовсю применялись в Академии народного хозяй-ства при подготовке управ-ленцев, историю россий-ских бизнес-тренингов- принято исчислять с кон-ца 1990-х гг. Тогда тренинговые услуги воспринимались как лекарство от всех бед. Затем установка "тренер может все" канула в Лету, и потребитель стал относиться к тренингам с недоверием. Теперь понятно - тренинг может как помочь фирме, так и оказаться для нее бесполезным.
Восприятие
В зарубежной практике обучения персонала организация не оплачивает личностный рост или психотерапию сотрудников.
В основном тренинги направлены именно на совершенствование деловых знаний, умений, навыков, качеств сотрудников. В России же понятия "бизнес-тренинг" и "тренинг личностного роста" долгое время не были разграничены. И предприни-матели, стремившиеся "слепить" из себя идеального лидера, зачастую сталкивались с ломкой защитных механизмов психики. Личные проблемы так и оставались неразрешенными, но сверху шлифовались полученными "положительными" установками. Результат был одним: первое время после тренинга - подъем, но потом маятник эмоций уходил в противоположную сторону и человек попадал в депрессивное состояние.
Умелый выбор
Причиной недовольства клиентов может быть неправильный выбор тренера или целей. "Имя тренера - некая гарантия, - уверена бизнес-тренер Вера Кобзева. - Известность не возникает сама по себе. Тренер проходит долгий путь учебы, стажировок, публикаций и пр.".
Продажам может хорошо научить лишь тот, кто сам достиг большого объема личных продаж, руководству - только человек, имеющий положительный опыт руководящей работы. С грамотным специалистом можно и предполагаемые результаты обговорить.
Это психология
Сильно дискредитировало- результативность бизнес-тренингов в глазах собственников бизнеса отноше-ние тренеров к "подопечным" как к подопытным экземплярам. "Сейчас уже нужно говорить об опасности, которую может пред-ставлять неподходящий тренинг и для сотрудников, и для организации", - уверен бизнес-тренер Дмитрий Аксенов. В его практике был приказ руководителя фирмы каждому сотруднику пройти тренинг танатотерапии (имитация погребения). "Если я буду устраиваться на работу, попрошу внести в контракт фразу: "Руководство фирмы обязуется ни при каких обстоятельствах не настаивать на обучении своего сотрудника".
Если тренинг выбран неправильно, то сотрудники вашей компании, конечно, смогут выспаться, но этого ли хотел менеджер?
Цифры
Ценность степени МВА для карьерного роста, % от общего колич.опрошенных топ-менеджеров
США 60
Франция 46
Германия 45
Великобритания 21
Источник: Данные компаний