00:0010 сентября 200700:00
12просмотров
00:0010 сентября 2007
Сегодня в Петербурге будут подведены итоги межрегиональной научно-практической конференции "Организация публичной власти в городах федерального значения: организационно-правовые и практические аспекты".
На конференции не было недостатка в высоконаучных докладах и
выступлениях высоких должностных лиц. Два дня ученые и чиновники искали
волшебную формулу, которая позволила бы развязать клубок проблем, возникающих в
связи с "почти столичным" статусом Петербурга.
Приятно, конечно, ощущать
свое значение в федеральном масштабе. Но у всякой медали есть оборотная сторона:
чем выше статус, тем сильнее стремится система принятия решений к центру. В
случае отдельно взятого города это означает - к губернатору. Тенденция
устранения (или самоустранения) низовых органов власти и органов местного
самоуправления с политической (да и с хозяйственной) сцены налицо. Фактически ни
один вопрос городской жизни не может быть решен без прямого участия высших
властей. Низовые чиновники боятся проявлять инициативу, поскольку страх
совершить ошибку и получить нагоняй от начальства в них гораздо сильнее, чем
чувство долга.
Наличие органов двойного и тройного (федеральный -
региональный - муниципальный уровни) подчинения, таких, как милиция, различные
надзорные и контролирующие организации, нисколько не улучшает и даже ухудшает
ситуацию. Ответственность распыляется между массой маленьких бюрократов и в
конечном итоге оборачивается конфликтом интересов между горожанами и
властями.
Губернатор, даже обладающий сверхчеловеческими качествами, не
сможет присматривать за каждым сквером и двором. Среди горожан же все больше
становится доля тех, кто умеет и хочет считать свои деньги (налоги, квартплаты и
т.п.). Они не понимают, почему в ресторане или в магазине за плохое обслуживание
они могут позвать администратора, а в собственном доме - нет. И значит,
проведение очередного "Марша несогласных" всего лишь вопрос
времени.
Публичная власть во всем мире складывается из двух составляющих:
непосредственного выражения воли народа на референдумах и выборах и
взаимодействия госвласти и местного самоуправления. В каждом дворе и в каждом
квартале должен быть свой "губернатор", тогда и главе городской власти будет
поменьше голов-ных болей.