Борьба с вирусами за деньги

Гарри Кондаков, управляющий директор ЗАО "Лаборатория Касперского" в России, странах СНГ и Балтии, рассказал dp.ru как финансово успешно компания зарабатывает на вирусах.

<b>DP.</b><b>RU: Для начала анекдот расскажите… Вы ребята веселые – в прошлый раз презервативы раздавали с надписью "против вирусов "Лаборатория Касперского".</b>
<b>Гарри Кондаков: </b>То ли в Испании, то ли в Португалии, когда Евгений Касперский проходил паспортный контроль, полицейский смотрел, смотрел на его паспорт, и говорит: &#171;Вы называетесь так же, как мой антивирус&raquo;. 2-3 года назад, когда мы только начинали работать в этих странах, услышать это было довольно приятно.
Вторая байка: Чаще всего нам задают такой вопрос: &#171;Вы сами вирусы пишите?&raquo;. Для ответа на этот вопрос мы уже даже подготовили такую табличку &#171;No&raquo; – не пишем. А для пущей убедительности мы придумали добавлять такую фразу: &#171; Гвозди у нашего шиномантажа не разбрасываем&raquo;.
<b>DP.</b><b>RU: Я действительно хотел вас спросить об этом.</b>
<b>Г.К.:</b> Вот видите, я предупредил ваш вопрос.
<b>DP.</b><b>RU: Хорошо. Можете все-таки расшифровать эти 26 млн? Можете назвать выручку, чистую прибыль? </b><i>(Речь идет о финансовых результатах &#171;Лаборатории Касперского&raquo;, которые компания представила для прессы, как "расходы пользователей" на приобретение продуктов Лаборатории. Сумма за первое полугодие текущего года составила $26 миллионов.)</i>
<b>Г.К.:</b> Не могу сказать, поймите правильно. Мы частная компания : выручка, чистая прибыль – это наши внутренние цифры. Цифра 26 млн. – рыночная, которая может, например, дать оценку нашей рыночной доли. Или может помочь дать приблизительную оценку роста рынка в целом. Это же гораздо интереснее!
<b>DP.</b><b>RU: Тем не менее, общего рынка Вы не знаете?</b>
<b>Г.К.:</b> Давайте составлю пропорцию: если 38-39 %, сколько по нашему представлению мы занимаем на рынке, - это 26 млн, то 100 % - это икс. Рассчитать не сложно.
Но с точки зрения дохода компании мы не готовы давать информацию. Я думаю на пресс-конференции по окончании финансового года мы сможем обнародовать наши финансовые показатели.
<b>DP.</b><b>RU: А будете акционерным обществом?</b>
<b>Г.К.:</b> Вы имеете ввиду IPO? Это логичный и неизбежный шаг в развитии компании, однако в самой ближайшей перспективе этот вопрос не рассматривается. Вновь образованный совет директоров такого решения пока не принял.
<b>DP.</b><b>RU: Зачем была реорганизация компании? </b><i>(Недавно компания изменила свою структуру, в новом воплощении появилось несколько новых направлений, менеджеров и высший орган управления – совет директоров).</i>
<b>Г.К.:</b> Согласно классической теории, которую я когда-то изучал в бизнес-школе, каждая компания проходит в своем развитии несколько определенных ступеней. Наша компания не является исключением. На сегодняшний день за счет талантливых людей, работающих в нашей компании, мы добились серьезного прорыва нашего бизнеса далеко за рубежи России. Мы стали компанией международного уровня. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом. У нас очень амбициозные планы, мы собираемся теснить наших конкурентов везде и не только в России. Сегодня можно с уверенностью сказать, что мы перешли на новую ступень – сегодня важно принимать ключевые решения с учетом интересов всех территорий, на которых мы работаем. Если вы обратили внимание на состав совета директоров, то в него помимо российских топ-менеджеров вошли еще и руководители трех других наших ключевых офисов – американского, немецкого и китайского. Очень важно, чтобы директора локальных офисов, ведущих бизнес на ключевых для компании территориях, имели возможность полноценно участвовать в обсуждении и принятии решений по стратегическим вопросам компании.
<b>DP.</b><b>RU: Как вы предполагаете, кто будет агрессивно завоевывать российский рынок из пришлых компаний? Кто будет сейчас &#171;шагать в Россию&raquo;</b>?
<b>Г.К.:</b> В Россию уже шагнули все &#171;кто мог и кто не мог&raquo;. В том или ином виде в России присутствуют все 10-15 компаний ведущих мировых антивирусных разработчиков. Если говорить о приблизительном раскладе на рынке то по сегменту пользователей я готов сослаться на исследование Anti-malware.ru: более трети всех установленных на компьютерах антивирусных программ (36%) составляют продукты Лаборатории Касперского. Symantec Norton Antivirus с 28% занимает 2-е место, далее идет Trend Micro c 10%. У Dr Web – 9%. Оставшиеся 17% рынка приходятся примерно на 10 других антивирусных компаний.
<b>DP.</b><b>RU: То есть вы американцев не боитесь?</b>
<b>Г.К.: </b>Никого мы не боимся:<b> </b>Ни американцев, ни других, как Вы выразились &#171;пришлых&raquo; компаний. Со многими из них мы уже достаточно давно и успешно конкурируем. С моей точки зрения, существуют 3 основных фактора успеха, лежащие в 3-х разных плоскостях: продукты, сервис, канал. С точки зрения продуктов - мы очень конкурентны, с точки зрения сервиса, здесь в России, - мы лучшие, с точки зрения заботы о канале - тут я бы вообще не проводил бы никакие сравнения. Потому что в отличие от конкурентов в нашем случае речь идет действительно о настоящей заботе о партнерах.
Говоря о конкуренции вообще, я твердо убежден, что серьезная конкуренция, это <b>всегда </b>хорошо. Она подстегивает, не дает расслабляться, забывать о постоянном движении вперед, непрерывном совершенствовании. Конкуренция несет в себе большой позитивный заряд. Только при наличии конкуренции можно оценить, насколько правильным оказался выбранный путь. Результаты продаж &#171;Лаборатория Касперского&raquo; говорят только о том, что мы идет правильным путем.
<b>DP.</b><b>RU: Может купить кого-то хотите, кого-то мелкого?</b>
<b>Г.К.: </b>Нет, в ближайшее время никого покупать мы не планируем. Несмотря, на стабильные показатели высочайшего темпа роста в течение нескольких последних лет, мы еще не исчерпали источников роста за счет внутренних резервов компании.
<b>DP.</b><b>RU: Вы несколько реструктурировали свою управленческую деятельность, вы завоевываете другие рынки. Может в Африку пойдете?</b>
<b>Г.К.: </b>Так и там уже можно купить наши продукты тоже!
Вообще в каких-то странах мы имеем наши представительские офисы, основной функцией которых является поддержка продаж через наших многочисленных партнеров. В тех странах, где мы не представлены своим офисом, мы представлены через наших партнеров. Но так или иначе, &#171;Лаборатория Касперского&raquo; везде! Можно по пальцам руки перечислить страны, где нельзя было бы приобрести наши продукты.
Другое дело, что в разных странах мы находимся на разном уровне развития. С одной стороны - Россия, где у нас самое зрелое положение на рынке, с другой - страны, в которые мы только-только вошли.
"Лаборатория Касперского" - это международная группа компаний с центральным офисом в Москве и представительствами по всему миру. На сегодняшний день открыты 12 международных офисов: Россия, Германия, Англия, Франция, Румыния, Польша, Бенилюкс, Швеция, Южная Корея, Китай, Япония, США.
На территории стран СНГ работают 2 региональных представительства компании (в Украине и Казахстане).
<b>DP.</b><b>RU: Каким образом растете за рубежом? Есть продажи через интернет - это понятно, но каким образом здесь можно еще расти?</b>
<b>Г.К.: </b>В первую очередь, мы говорим не о продажах через Интернет ( данные продажи в целом занимают незначительную долю в &#171;пироге&raquo; наших продаж), а о партнерских продажах. Как правило на начальном этапе речь идет о том, чтобы максимально &#171;войти в канал&raquo;. Потом , когда на рынке всем партнерам 1-го уровня становится тесно, выстраивается классическая многоуровневая дистрибуторская модель, предполагающая оптимальное соответствие – оптимизация потребностей с одной стороны и оптимизация канала с другой.
На сегодняшний день, первый уровень составляют более 500 прямых партнеров по всему миру, которые обеспечивают продажи практически во всех странах мира. Второй уровень - многочисленные партнеры-реселлеры, работающие с дистрибуторами "Лаборатории Касперского". Например, в России и странах СНГ их около 1600, в Германии - около 1200.
Ну и не забывайте, что все это – &#171;во-вторых&raquo;. Во-первых, это наши замечательные продукты, которые оказываются востребованными самыми широкими группами пользователей в различных странах мира.
<b>DP.</b><b>RU: То есть сначала вы приехали дикарями, потом вам там понравилось, вы нашли свои места и потом вы покупаете там дом и обосновываетесь.</b>
<b>Г.К.: </b>Скорее, конкистадоры-завоеватели. &#171;Строительство дома&raquo; и не просто дома, а очень хорошего дома планируется изначально еще до проникновения в ту или иную страну.
<b>DP.</b><b>RU: Вы говорили, что сисадминов учили. Проводили семинары с ними, обучали их. Платили сисадмины?</b>
<b>Г.К.: </b>Нет. За обучение сисадминов платили мы. Для сисадминов это была бесплатная акция.
<b>DP.</b><b>RU: Зачем это было нужно?</b>
<b>Г.К.: </b>Это одна из наших инициатив. Кстати говоря, согласно результатам оказалось, что это была хорошая инициатива. Даже очень хорошая. Тот интерес, а уместнее будет сказать, ажиотаж, который вызвала данная акция у сисадминов по-настоящему впечатлил. У нас существуем множество программ обучения. Сейчас появилось онлайновое обучение, это новое звено в цепочке развития наших образовательных программ.
<b>DP.</b><b>RU: Назначение председателем совета директоров Натальи Касперской </b><i>(бывшей жены одного из основателей компании Евгения Касперского)</i><b> – это повышение ее или понижение с поста генерального директора?</b>
<b>Г.К.: </b>Вопрос некорректен: речь идет о модернизации всей структуры управления в нашей компании. Был создан совет директоров – высший орган, который будет принимать все ключевые стратегические решения компании. Наталья его возглавила.
<b>DP.</b><b>RU: Тогда зайду с другой стороны: личный доход из за реформы у вновь испеченных членов совета директоров увеличился или уменьшился?</b>
<b>Г.К.: </b>Что касается меня, то мой доход не уменьшился.
Если серьезно, давайте все-таки говорить не о личных доходах, а о сути реформы, которая лежит в плоскости оптимизации управления компанией на новом этапе ее развития.
<b>DP.</b><b>RU: Вопрос по пиратам. Насколько компания страдает от пиратства?</b>
<b>Г.К.: </b>Это сложный вопрос и на него нет однозначного ответа. Среда пиратов, пользующихся нашей продукцией, очень неоднородна. Дело в том, что закоренелые пираты, которые, что называется &#171; ни при каких обстоятельствах…&raquo; по нашим исследованиям, это около 42 % от общего количества всех пиратов. Есть две другие группы – &#171;сомневающиеся&raquo; (порядка 15-20 %), и вторая группа примерно столько же для кого купить легальные продукты действительно дорого. Мы пытаемся работать с последними двумя группами, чтобы перевести их на использование легального программного обеспечения.
<b>DP.</b><b>RU: Завершим тем, с чего начали – анекдотом. Про спам, с которым вы тоже небесплатно боретесь: - Папа, а что такое СПАМ? - Ну, представь себе - посидел ты в туалете, потом потянулся к ящичку за газетой, а там всё завалено скотчем, наждачной бумагой и экскаваторами.</b>