Автобусный бизнес на крови

На федеральной трассе Дон в Ростовской области перевернулся пассажирский автобус. Одна женщина погибла, пострадали 17 человек. Снова телевидение транслирует ставшую уже привычной картину – искореженный автобус и люди вокруг. А совсем недавно была сгоревшая "Газель" и семеро погибших в ней мальчишек-пионервожатых из Нижнего Новгорода. По степени привычности это уже как взрывы в Ираке – ага, еще один. Только это не Ирак, это у нас.

<b>Что же происходит?</b> А ничего необычного, просто есть такой бизнес – перевозка людей на дальние расстояния и в этом бизнесе иногда происходят досадные недоразумения с человеческими жертвами.
<b>В минувшие выходные </b>я имел удовольствие проехаться рейсовым автобусом из Москвы на самый край Калужской области, где живет семья моей жены, километров 300 с хвостиком. Билет на взрослого стоит 400 рублей, на ребенка – 200, одно место багажа – 70. Я купил последний билет с местом под номером 45 – автобус был забит под завязку. А принадлежал этот автобус некоему ООО &#171;Русские автобусные линии&raquo;, базирующемуся в городе Козельск, что в ста верстах от Калуги. Предприятие, как вы догадываетесь, частное.
<b>Не нужно быть Пифагором,</b> чтоб выяснить, что выручка от перевозки пассажиров только за этот рейс составила более 18 тысяч рублей, багаж (что около 20 мест) – еще тысячи полторы. Затраты компании - 20 литров солярки и зарплата водителя, которые получают в русских автобусных линиях что-то около 10 тысяч рублей (сколько в день, подсчитайте сами) и еще вынуждены покупать за свой счет запчасти к старым – примерно пятнадцатилетней давности - корейским автобусам.
<b>В день ООО осуществляет</b> несколько десятков рейсов – каждый час на Москву и обратно, каждый час на Калугу и обратно, и по области без счета. С 6 утра до 10 вечера. Все водители, конечно, имеют необходимую категорию в правах, но никто не спрашивает у них определенного стажа вождения автобуса, у них нет строгого графика отдыха, они не проходят медицинского освидетельствования перед рейсами – а каждый второй ведь с дикого &#171;бодуна&raquo;. Зачем эти ненужные формальности, они только повышают расходы и уменьшают прибыль.
<b>Год назад автобус на Москву </b>перевернулся на утреннем шоссе под Подольском, погибли 6 человек. Говорят, водитель заснул. Вы думаете, эта трагедия повлекла какие-либо последствия для &#171;Русских автобусных линий&raquo;? Ни-ка-ких. Причем автор далек от того, чтобы целиком возлагать вину на уставшего или не выспавшегося после очередного рейса водителя – среди них встречаются настоящие ассы, один из которых и сидел за рулем автобуса, в котором ехал я, моя жена и моя дочь. Когда внезапно на шоссе выбежал ребенок, водитель заложил такой вираж, объезжая его (и спасая тем самым ему жизнь), что все пассажиры заорали от ужаса, а моя жена схватила дочь в охапку – так что та завопила: &#171;Мамочка, мне больно!&raquo;.
<b>После чего наш водитель</b> невозмутимо продолжил поступательные движения вперед, не став останавливаться и нервно перекуривать – это был для него всего лишь рядовой рабочий эпизод. Рядовой, потому что на наших трассах твориться реальный беспредел – пару раз наш битком набитый автобус подрезали безбашенные наездники на разбитых иномарках, пару-тройку раз выходили лоб а лоб, прячась в свой ряд буквально за секунду до неминуемого, казалось бы, столкновения, и каждый раз наш невозмутимый водила лет сорока с гаком реагировал с невозмутимостью и резкостью учителя карате.
<b>И какие к нему могут быть претензии</b>, когда он в нарушение всех правил и инструкций набирает попутных стоящих пассажиров в проход между креслами? За такую адскую работу зарплата в 10 тысяч – это издевательство. Но в Козельске такой не найти, и на калужских трассах нет альтернативы &#171;Русским автобусным линиям&raquo; – а пассажиры еще и спасибо говорят за кондиционеры в автобусах, а безопасность…
<b>А где у нас в жизни безопасность?</b> Вот и горят на наших трассах газели, и кувыркаются автобусы, потому что никто – НИКТО – не отвечает за пассажира, купившего билет у неведомого перевозчика, и за его ноги-руки-голову во время поездки.
<b>У немцев в войну </b>был такой нагрудный знак – &#171;За 15, (20-25) танковых атак&raquo;, который коллекционеры ценят дороже Железного креста. Вот и нам уже пора ввести специальный знак – &#171;За 25 поездок рейсовым автобусом&raquo;, хоть будем знать, что впереди ждет награда за подвиг.
<b>Помните замечательный диалог </b>в фильме &#171;Калина красная&raquo;, когда Василий Шукшин, вор по кличке &#171;Горе&raquo;, беседует с дедом в исполнении артиста Ивана Рыжова.
- За что же ты сидел мил человек ? - спрашивает дед.
- А по недоразумению.
- И сколько же сейчас дают за недоразумение?
- Пять.
- Мало! Раньше больше давали…
<b>До тех пор пока </b>за кровавые недоразумения на трассе в цепочке водитель – ГБДД - хозяин автотранспортного предприятия – глава местн6ой администрации, где он ведет свой бизнес, - никто не отвечает - &#171;А должны отвечать все!&raquo;, то наши люди будут гибнуть на дорогах безо всяких терактов. Это же не Ирак. Это Россия.