Западный менталитет и российские журналисты

На издательском рынке без скандалов – как без пряников. То в очередной раз Раф Шакиров покидает пост главного редактора, то вот случился совсем свежий конфликт: в журнале Gala редакция вдрызг разругалась с генеральным директором – немкой Кристиной Айбль – и в полном составе подала заявления об увольнении, поставив под угрозу срыва выход сентябрьского номера.

<b>Коротко суть претензий:</b> редакция и главный редактор считают, что госпожа Айбль нагло вмешивается в редакционную политику, чем нарушает закон о СМИ и чинит бюрократические препоны, заставляя отчитываться о каждой рабочей минуте. А госпожа Айбль крайне удручена тем, что у журнала не растет тираж и его содержание не соответствует концепции "материнского" французского издания – модный глянец life style для успешных дам, которым "за…". В общем, если купить и пролистать журнал, то опасения фрау Айбль, как минимум, не беспочвенны.
<b>Не знаю, как оно на самом деле, </b>но почему-то всегда представлялось, что за логотипом Gala где-то далеко маячит образ жены Сальвадора Дали, шикарной русской женщины по имени Галя. Очень емкий и диктующий образ, никаких дополнительных инструкций не требуется. Глянец – это глянец, и если ты на глянец подписываешься работать, то изволь соответствовать правилам игры. В среде российских же журналистов, подвизающихся в западных издательских домах, очень модно рассуждать, что директор – дурак (дура) и ничего не понимает в российской действительности и "тупит" по полной.
<b>Во-первых, далеко не дурак и все прекрасно понимает</b>, а во-вторых для любого бизнеса главный показатель – рост продаж. Если честно, то уже я не понимаю, как может способствовать росту тиража помещенный на обложке августовского номера Gala портрет шоуменши Татьяны Лазаревой (экс-"ОСП-студия"), барышни нестильной, неинтересной и, более того, просто вульгарной. Уж лучше бы в сто пятый раз улыбающаяся Юлия Высоцкая, если уж у редакции так не хватает воображения. Что же касается до вмешательства гендиректора в редакционную политику, то вспоминается такой случай.
<b>Сидели мы как-то после кризиса 1998 года</b> (смертельное время для любых существовавших тогда изданий) в редакции журнала &#171;Медведь&raquo;, где я состоял совладельцем и де-факто главным редактором, и обсуждали обложку следующего номера. Долго обсуждали. В соседней комнате сидел и все это слушал наш распространитель Леша Соболев. Наконец, ему надоели наши творческие полеты, он встал, подошел к нам и сказал:
– Я знаю, какой должна быть обложка следующего номера.
– Какой? – спросили мы.
– Она должна быть фиолетовой. А уж чья там будет рожа, мне наплевать.
– Почему, Леша?!
– Потому что в этом месяце ни у одного из журналов на лотках нет фиолетовой обложки.
Надо ли вам объяснять, какой была обложка и как хорошо продался номер.
<b>Генеральный директор и подчиненные ему </b>коммерческие службы не только "не должен",а просто обязан вмешиваться в редакционную работу, ибо на нем в конечно итоге лежит ответственность за успех проекта! А уж делать это можно разными способами – нанимать главреда, который схватывает все на лету и свято блюдет концепцию, или же, если такого не получилось, напрямую вмешиваться в подготовку номеров и параллельно искать другого главреда. Желательно не из веселой журналистской тусовки, которая флуктуационным образом кочует из журнала в журнал и пишет все об одном и том же – ни о чем.
<b>Можно, к примеру, сколько угодно обвинять </b>в лютом мещанстве журнал &#171;Караван историй&raquo;, но это суперуспешный проект с четкой аудиторией и при этом в журнале есть, что почитать, как говорится, новенького, а не уже сто раз пережеванного. Так что остается лишь посоветовать топ-менеджерам западных издательских домов внимательнее смотреть на российские журналистские кадры и не подрыгивать радостно до небес, если собеседник блестяще говорит по-английски, жил на западе, и вообще, как бы "свой". Как у нас говорят в таких случаях, за что боролись, на то и напоролись.