Российский ТЭК скорее жив

Но перспективы развития, например,  нефтегазовой  промышленности пока не очень радостные из-за громадного количества накопившихся в 1990-е годы проблем.

<b>Именно так считает</b> президент союза нефтегазопромышленников России, председатель правления некоммерческой организации "Топливно-энергетический союз", нефтяник с 45-летним стажем Геннадий Шмаль.
<b>Однако, например, роста цен на бензин</b> в ближайшее время не будет, заявил он журналистам.
<b>"Я полагаю, что </b>сегодня нет для этого объективных причин, – подчеркнул обладатель нескольких почетных знаков лучших работников топливно-энергетического комплекса. – Цены останутся на существующем уровне. Например, с 2005 года цена на бензин А95 выросла на 11%. Это меньше, чем рост инфляции за тот же период. Но есть несколько общих проблем. Цена литра бензина у нас 80 центов, а в США – 64".
<b>Это обусловлено, по мнению</b> эксперта, несколькими факторами. Во-первых, у нас налоги на бензин составляют в розничной цене 60%. А в Соединенных Штатах – 23%. Такая ситуация выгодна нашему государству. которое, по идее, могло бы снизить цену, уменьшив налоги. Во-вторых, у нас из тонны нефти получают 140 л бензина, а в США – 420.
<b>В России лишь на одном</b> из новых заводов <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/45084" target=_blank>"Лукойла"</a> глубина переработки нефти доходит до 89%. В среднем же по стране устаревшие нефтезаводы перерабатывают сырье на 50%. И из нашего не очень качественного мазута на Западе делают высокооктановый бензин. Это тоже сказывается на цене бензина в России.
<b>"Наша переработка находится</b> в каменном веке", – подчеркнул заслуженный работник ТЭК, отметив, что эта одна из основных проблем отрасли. По его словам, построить новый НПЗ можно за 5 лет. Так что в ближайшие 10 лет проблема глубины переработки, от которой зависит не только цена, но и качество топлива, не решится.
<b>"Ну а если бодяжат бензин </b>на заправках, то это проблема не нефтяников, а контролирующих структур", – сказал Шмаль.
<b>Вторая проблема нефтяников </b>– это низкий коэффициент извлечения запасов на месторождениях. В России извлекается до 30% объема, а в тех же США – 40%.
<b>"Мы используем недра</b> крайне неэффективно", – заметил Шмаль.
<b>Третья проблема:</b> Россия добывает сейчас больше нефти и газа, чем приращивает их разведанные запасы.
<b>"Раньше, добыв тонну</b> нефти, ты должен был прирастить две, – пояснил Геннадий Шмаль. – Сейчас этого нет, поскольку наша геология в упадке. Денег на разведку выделяется мало. Мы не работаем на перспективу".
<b>Но есть и несколько плюсов</b> современного состояния российской нефтегазовой отрасли.
<b>Во-первых, государство</b> после саммита G8 в Санкт-Петербурге, который был посвящен энергетической безопасности, обратило внимание на проблемы отрасли. Во-вторых, наши основные нефтяные и газовые компании крепко встали на ноги.
<b>Достаточно сказать, что нефтяники</b> и газовики<b> </b>дает 40% промышленной продукции в России и 70% валютной выручки государства.
<b>При этом существует парадокс.</b> Чем выше цены на нефть на мировом рынке, тем ниже рентабельность нефтяных компаний. Это происходит из-за того, что налоги и сборы привязаны к цене на нефть. При существующей системе налогов нефтяные компании наибольшую прибыль получают при цене $25 за баррель, а не $70, как сейчас.
<b>Геннадий Шмаль при этом уверен</b>, что в российские нефтяные компании для своего дальнейшего развития должны вернуться в Ирак, министр нефти которого недавно был в России и заявил, что никаких преференций тому же "Лукойлу" не будет. Но вернуться можно будет не раньше, чем через несколько лет, из-за нестабильной обстановки в Ираке.
<b>"Я считаю, что есть и возможность, </b>и необходимость возвращения российских компаний в Ирак, – сказал он. – Россия должна быть везде, где есть нефть и газ".