00:0006 августа 200700:00
13просмотров
00:0006 августа 2007
Все, что нажито непосильным трудом
СПб. "Поработаю здесь пару лет, а потом
начну свой бизнес" - такие мечты все чаще и чаще озвучивают менеджеры разного
уровня. Иногда эти мечты сбываются.
В таких случаях новоиспеченный
предприниматель приобретает (и счастливо уносит с собой) не только личный
профессиональный опыт, но и некоторые нематериальные ценности, которые еще
накануне его увольнения компания искренне считала своей абсолютной и
безоговорочной собственностью.
Этика и эстетика
Один из наиболее
распространенных видов таких "утраченных ценностей" - налаженные контакты с
клиентами и партнерами. Это не просто база данных с именами и телефонами.
Отличительный признак данной ситуации - повышенная лояльность клиентов или
деловых партнеров конкретному менеджеру.
"Я работала в лицензионном
отделе одного из издательств и постоянно контактировала с авторами книг, -
рассказывает Юлия Гумен, основатель литературного агентства "Гумен и Смирнова".
- По прошествии нескольких лет я поняла, что готова к открытию собственного
бизнеса, и основала литературное агентство. При этом часть авторов издательства,
которое я покинула, предпочла работать именно со мной. Соответственно, я, как
предприниматель, не могу позволить себе отказаться от клиентов, с которыми
сотрудничала на протяжении некоторого времени. К тому же если автор не имеет
никаких юридических обязательств, только он вправе выбирать, с кем ему
работать.
Что касается этической точки зрения, то я бы разделила этику на
две части: общечеловеческая и деловая этика. Вероятно, уход из компании вместе с
нематериальными активами - это один из тех немногих случаев, когда
общечеловеческая этика противоречит этике бизнеса. Для меня очень важно соблюсти
интересы автора и при этом не нарушить законодательство. Я считаю, это и есть
этика".
Соломки подстелить
Защититься от потери нематериальных
активов с уходом сотрудника можно - но только если подумать об этом заранее, еще
до приема его на работу. Специалисты по трудовому законодательству советуют
защищать ценную информацию, внося соответствующие пункты в трудовой договор, в
положение о коммерческой тайне и в должностную инструкцию
работника.
Внесение соответствующих пунктов в каждый из этих трех
документов в комплексе может гарантировать работодателю относительную
информационную безопасность.
Что считается, а что не считается
коммерческой тайной, также надо определить заранее, руководствуясь не столько
личными пожеланиями и представлениями топ-менеджеров компании, сколько Законом о
коммерческой тайне (2004г.) и четвертой частью Гражданского кодекса РФ (раздел о
защите ноу-хау). Действительно важные документы лучше снабжать грифом
"коммерческая тайна".
Надежда есть
Впрочем, уход одного из
менеджеров, пусть даже и обладающего собственной клиентской базой, еще не
означает для компании автоматическую потерю всех клиентов.
"Менеджер в
туристической фирме, услугами которого я постоянно пользовался, перешел работать
к конкурентам. Тем не менее мне не захотелось менять туроператора. Просто
потому, что качество услуг компании оказалось дороже налаженных контактов", -
говорит Юрий Иванов, директор консалтинговой фирмы "Энтер-Сервис".
Юлия
Гумен, основатель литературного агентства "Гумен и Смирнова", уверена: когда
речь заходит о деловой этике, обязательства перед клиентами стоят выше интересов
бывшего работодателя.
Виктор Наумов, партнер юридической фирмы "БАЙТЕН
БУРКХАРДТ":
"Закрепление авторских прав на информацию так называемого
ограниченного доступа (деловые контакты сотрудников с заказчиками или информация
о конъюнктуре рынков) бессмысленно. В организации, которая озабочена вопросами
сохранения конфиденциальности некоторых данных, должна быть создана определенная
политика в области защиты информации. Формализация каждого объекта информации
упрощает ее защиту. Определенная законодательная база для этого уже создана, тем
не менее у нее все еще широкие возможности роста".