Оставить знания внутри компании

Все, что нажито непосильным трудом

СПб. "Поработаю здесь пару лет, а потом начну свой бизнес" - такие мечты все чаще и чаще озвучивают менеджеры разного уровня. Иногда эти мечты сбываются.
В таких случаях новоиспеченный предприниматель приобретает (и счастливо уносит с собой) не только личный профессиональный опыт, но и некоторые нематериальные ценности, которые еще накануне его увольнения компания искренне считала своей абсолютной и безоговорочной собственностью.
Этика и эстетика
Один из наиболее распространенных видов таких "утраченных ценностей" - налаженные контакты с клиентами и партнерами. Это не просто база данных с именами и телефонами. Отличительный признак данной ситуации - повышенная лояльность клиентов или деловых партнеров конкретному менеджеру.
"Я работала в лицензионном отделе одного из издательств и постоянно контактировала с авторами книг, - рассказывает Юлия Гумен, основатель литературного агентства "Гумен и Смирнова". - По прошествии нескольких лет я поняла, что готова к открытию собственного бизнеса, и основала литературное агентство. При этом часть авторов издательства, которое я покинула, предпочла работать именно со мной. Соответственно, я, как предприниматель, не могу позволить себе отказаться от клиентов, с которыми сотрудничала на протяжении некоторого времени. К тому же если автор не имеет никаких юридических обязательств, только он вправе выбирать, с кем ему работать.
Что касается этической точки зрения, то я бы разделила этику на две части: общечеловеческая и деловая этика. Вероятно, уход из компании вместе с нематериальными активами - это один из тех немногих случаев, когда общечеловеческая этика противоречит этике бизнеса. Для меня очень важно соблюсти интересы автора и при этом не нарушить законодательство. Я считаю, это и есть этика".
Соломки подстелить
Защититься от потери нематериальных активов с уходом сотрудника можно - но только если подумать об этом заранее, еще до приема его на работу. Специалисты по трудовому законодательству советуют защищать ценную информацию, внося соответствующие пункты в трудовой договор, в положение о коммерческой тайне и в должностную инструкцию работника.
Внесение соответствующих пунктов в каждый из этих трех документов в комплексе может гарантировать работодателю относительную информационную безопасность.
Что считается, а что не считается коммерческой тайной, также надо определить заранее, руководствуясь не столько личными пожеланиями и представлениями топ-менеджеров компании, сколько Законом о коммерческой тайне (2004г.) и четвертой частью Гражданского кодекса РФ (раздел о защите ноу-хау). Действительно важные документы лучше снабжать грифом "коммерческая тайна".
Надежда есть
Впрочем, уход одного из менеджеров, пусть даже и обладающего собственной клиентской базой, еще не означает для компании автоматическую потерю всех клиентов.
"Менеджер в туристической фирме, услугами которого я постоянно пользовался, перешел работать к конкурентам. Тем не менее мне не захотелось менять туроператора. Просто потому, что качество услуг компании оказалось дороже налаженных контактов", - говорит Юрий Иванов, директор консалтинговой фирмы "Энтер-Сервис".
Юлия Гумен, основатель литературного агентства "Гумен и Смирнова", уверена: когда речь заходит о деловой этике, обязательства перед клиентами стоят выше интересов бывшего работодателя.
Виктор Наумов, партнер юридической фирмы "БАЙТЕН БУРКХАРДТ":
"Закрепление авторских прав на информацию так называемого ограниченного доступа (деловые контакты сотрудников с заказчиками или информация о конъюнктуре рынков) бессмысленно. В организации, которая озабочена вопросами сохранения конфиденциальности некоторых данных, должна быть создана определенная политика в области защиты информации. Формализация каждого объекта информации упрощает ее защиту. Определенная законодательная база для этого уже создана, тем не менее у нее все еще широкие возможности роста".