Илья Подколзин: Российскому бизнесу в Латвии будет комфортно

СПб. После подписания Россией и Латвией приграничного договора поток инвестиций между странами увеличится как минимум в 2 раза.

Об этом в интервью "ДП" рассказал Илья Подколзин, советник директора Латвийского государственного агентства инвестиций и развития по странам СНГ.
- Господин Подколзин, ожидается, что уже осенью Россия и Латвия подпишут приграничный договор. Как это отразится на потоке инвестиций?
-Безусловно, они увеличатся. Сложно сейчас сказать точно, насколько. Могу предполагать, что не менее чем в 2 раза. Подписание договора в большей степени откроет наши страны друг другу. Для бизнеса это очень важно. Посещая российские регионы, встречаясь с представителями администрации, губернаторами, российскими бизнесменами, я понял, что в России очень мало объективной информации о бизнес-среде в Латвии или она искажена.
Часто приходится отвечать на вопрос, русский я или латыш. Когда выясняется, что русский и работаю в госструктуре уже 6 лет, что был депутатом, все удивляются и говорят: "Как это, у вас же русские за бортом?!" Приходится объяснять, что положение русских в Латвии далеко не такое, каким его пытаются представить некоторые политики и СМИ в России. Как правило, после этого наше сотрудничество приобретает совсем другие формы: больше доверия, больше информации, более деловым и эффективным становится сотрудничество. Для меня важно выстраивать именно такие доверительные отношения между бизнесменами наших стран.
- Какие отрасли больше всего выиграют от подписания приграничного договора?
-Однозначно транзит и все, что связано с транзитом. Сегодня также высокая отдача от капиталовложений в сфере информационных технологий. Я сейчас говорю об инвестициях латвийского бизнеса в Россию.
Так, например, одна из наших компаний, которая занимается разработкой программного обеспечения для финансовых учреждений, недавно как раз приступила к работе в Татарстане. Что касается российских инвестиций в Латвию, то на сегодняшний день наибольшую прибыль продолжают приносить инвестиции в проекты, связанные с недвижимостью.
Российские бизнесмены сегодня чаще всего вкладывают свои деньги в строительство жилого сектора, логистических складов, офисных зданий, элитного жилья. Можно сказать, что только благодаря российским инвестициям и музыкальному конкурсу "Новая волна" Юрмала получила второе дыхание. Российский капитал заходит к нам через разные страны, от Мальдивских островов до Эстонии, как, например, холдинг "Серверстальлат". Нам неважно, откуда именно пришел капитал. Мы же видим, кто управляет этими деньгами. Если, допустим, деньги в проекты официально инвестирует компания, зарегистрированная в США, но у нее российский менеджмент, то сразу понятно, "откуда ноги растут".
- Каков объем российских инвестиций в Латвию за год?
-На 1 января 2007 г. объем прямых накопленных российских инвестиций составил 520 млн долларов США, или 12% от бюджета Латвии за 2006 г. Если к этому прибавить российские инвестиции "через третьи страны", то общая сумма получится внушительной для Латвии.
- Борясь за чистоту окружающей среды, Латвия старается сейчас не развивать промышленное производство. А все, что связано с промышленностью, как правило, связано с российским бизнесом.
-Развивать Латвии или не развивать промышленность - это решает рынок Европейского союза. Те отрасли промышленности, которые успешно вписались в международную кооперацию, продолжают развиваться. Тем предприятиям, которые потеряли рынки сбыта, пришлось перестраиваться.
Уверяю вас, что у нашего правительства нет программы по свертыванию промышленного производства вообще, тем более нацеленной на "пророссийские" компании. Например, одной из значимых экспортных отраслей Латвии является металлообработка и машиностроение, причем доля российского капитала в ней высока. Холдингу "Северсталь" принадлежит Рижский вагоностроительный завод, Даугавпилсский локомотиворемонтный завод. В прошлом месяце российская компания EDS-Holding купила Рижский электромашиностроительный завод (RER). RER - это крупнейшее предприятие на рынке Латвии, которое занимается производством и ремонтом электрооборудования электропоездов и пассажирских вагонов, электромоторов, генераторов и трансформаторов и запчастей к ним. (В 2006 г. RER заработал $2,98 млн прибыли при нетто-обороте в $28,182 млн.) У нас также есть масса средних, успешно работающих национальных, скандинавских и немецких предприятий. Поэтому утверждать, что эта отрасль будет сокращаться, а тем более для российского капитала, нельзя.
Латвия давно открыта для диалога и инвестиций в любую сферу бизнеса. Неслучайно же между Россией и Латвией ежегодно растет товарооборот, и это без подписанных договоров об отмене двойного налогообложения и защите взаимных инвестиций.
- На протяжении нескольких лет в России внедрялось мнение, что прибалтийские порты мешают развиваться отечественным, что надо отказываться от их услуг в пользу российских. Однако совсем недавно Национальная контейнерная компания арендовала место в Рижском порту для строительства терминала. Что это - экономика перевесила политику?
-Можно было бы, конечно, начать рассуждать о том, что в данном случае больше влияет - политика или экономика. Но давайте смотреть на факты. Так, например, ОАО "Трансконтейнер", который также имеет терминал в Рижском порту, - это структура на 100% государственная. Что это может означать? Наверное, у российских политиков, как и у бизнесменов, есть цель завоевать определенную долю рынка в Латвии. И я не вижу в этом ничего плохого.
Мое мнение таково: Латвия - транзитная страна, которая может обеспечить свою экономическую и политическую стабильность благодаря переплетению западных и восточных капиталов. И задача нашего агентства - способствовать такому переплетению. Если Россия хочет использовать более дешевый выход к Балтийскому морю, пусть использует. А работы хватит всем портам. Только в Рижском порту "Трансконтейнер" рассчитывает перегружать до 1 млн контейнеров в год.
- Инвестиции - вещь хорошая, но кроме самих по себе капиталов нужны и те, кто будет их осваивать, - люди. После вступления в ЕС все балтийские страны столкнулись с оттоком рабочей силы в старую Европу и, как следствие, с кадровым голодом. Как собираетесь возвращать трудовые ресурсы?
-Планируем их возвращать за счет роста зарплаты. Уже сегодня оплата труда в Ирландии в строительстве не так сильно отличается от той зарплаты, которую можно заработать на той же самой работе здесь, в Латвии. В 2000-х гг. в старую Европу на заработки уезжали те люди, которым нужно было отдать долги, которые не справлялись с платежами. Они просили политического убежища, работали нелегально, рисковали потому, что до вступления в ЕС уровень жизни в Латвии был невысок, доступ к потребительским кредитам ограничен процентными ставками и доходами. Многие были готовы работать за 150 евро в месяц.
С 2004-го по 2007 г. уровень заработной платы вырос в несколько раз. Сегодня авиамеханики в рижском аэропорту получают от 1000 до 1500 тыс. латов (1000 лат = $2000). Растет спрос на квалифицированных специалистов. Правительством принята специальная программа (кстати, наше агентство тоже будет принимать участие в ее реализации), которая предусматривает грантовое стимулирование инновационных проектов. Привлечение науки позволит создавать продукты или услуги с высокой добавочной стоимостью.
Зарплату невозможно увеличить до уровня европейской, если не увеличивать прибавочную стоимость товара или услуги. В принципе, эта программа позволит создать предпосылки для того, чтобы производители выигрывали не числом, а умением, стремились внедрять современные технологии в своем бизнесе.
В рамках этой программы в ближайшие 7 лет в виде грантов латвийским предпринимателям будет выделено 570 млн евро. Мы уверены, что только такими стимулами можно обеспечить возможность платить работникам достойную зарплату и вернуть их домой.
- Для хорошего самочувствия бизнеса в Латвии делается очень много. Но бизнес - это прежде всего люди. Как сегодня чувствуют себя в Латвии русские и латыши?
-За всех я говорить не буду. Могу сказать только за себя и за тех, кого знаю лично. Во-первых, дискриминации русских "по прошлому" нет. В бизнесе - тем более.
Во-вторых, этнические русские продолжают богатеть, становятся успешными, выбиваются в люди, если стремятся к этому. Что касается латышей, то я бы сказал, что на бытовом уровне весь наш доморощенный национализм закончился в 1993-1994 гг. Я говорю о простых людях. Тогда без работы оставались все: и русские, и латыши. Многие тогда поняли, что все мы оказались в одинаковых условиях рыночной экономики и никому никаких привилегий не будет. Это позволило быстро протрезветь.
Сегодня я не вижу причин, которые могли бы рассорить латышей и русских. Если хочешь быть успешным на рынке труда, надо знать три языка - латышский, русский и английский. Да, действительно, у нас сложилось двухобщинное государство и два информационных пространства, но бизнес остается общим, растет число смешанных браков и количество неграждан, получивших гражданство.
Сближение и взаимная интеграция продолжаются. Если вчера ты читал две русскоязычные газеты и не читал ни одной латышской, то сегодня все чаще заглядываешь на латышский новостной сайт. Я работаю в агентстве 2 года. Среди сотрудников 95% латышей. За 2 года ни разу не почувствовал какой-то дискриминации. Я пришел не на руководящую должность, а сейчас занимаю ее. Думаю, дальше пояснять не надо. Многое зависит прежде всего от самого себя. Если хочешь добиться успеха, работай, а не ной, что тебе кто-то чего-то не дает. По-моему, в России действует такой же принцип.
Илья Подколзин, cоветник директора Латвийского государственного агентства инвестиций и развития по странам СНГ, видит хорошие перспективы для российского бизнеса в Латвии.
Инвестиции РФ в Латвию, млрд рублей
2002 г. - 4,3
2003 г. - 5,1
2004 г. - 8,7
2005 г. - 13
2006 г. - 13,7
Инвестиции Латвии в РФ, млн рублей
2002 г. - 183,6
2003 г. - 259,2
2004 г. - 540
2005 г. - 696,6
2006 г. - 804,6
Источник: Департамент внешних экономических отношений и торговой политики Латвии