Сделать предстоит больше, чем сделано

Губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев подвел итоги двухлетней работы на посту губернатора и поделился выводами с журналистами. Сделано немало: региональный бюджет удвоился, зарплаты и уровень жизни растут. Однако до конца срока губернаторских полномочий (2010 год) сделать предстоит еще больше.

<b>Как было – как стало</b>
"В августе 2005-го не было вообще ничего. Речь не шла о серьезных шагах вперед. Бюджет составлял 35 млрд. Бюджет 2007 года - 70 млрд рублей. Сегодня мы имеем четкие планы до 2010 года, далее – стратегию. Бюджет развития сегодня - 5,8 млрд, раньше не превышал 200 млн рублей. Инвестиции выросли за полгода в 2,2 раза. Инвестиции – регулятор экономики, но работа пока только в самом начале".
<b>Вопрос о земле и люди с бумажками</b>
"Только долгов по заключенным договорам земли два года назад было 500 млн рублей. Сегодня неналоговые доходы (аренда земли и областного имущества) выросли втрое и еще увеличатся в 2,8 раза к 2008 году.
Оказалось, что две трети земли в Нижнем Новгороде по кадастру не числятся занятыми, однако куда не придешь, тут же появляются люди с бумажками. Говорят, я инвестор, а земля бурьяном поросла. Не имеют договора землепользования, за землю не платят.
Если откровенно, в земельном вопросе мешают некоторые федеральные законы, которые разорвали технологию выделения земли. Сегодня можно столкнуться с тем, что строят вообще без всяких документов. Надо выдавать такой пакет документов, который не может быть оспорен нигде – даже в Страсбурге".
<b>Критика – двигатель прогресса</b>
"Говорят, что мы больше выделяем средств селу, чем областному центру. Это утверждение не имеет никаких оснований. К примеру, метромост, вообще-то на балансе города. Город выделяет на его строительство в этом году 150 млн рублей, область – 380 млн, потому что понимаем важность этого объекта.
850 автобусов покупаем в этом году – в сентябре в Нижнем Новгороде автобусов на маршрутах будет больше, чем в самые лучшие советские времена.
Никакой "разводки" мэра на деньги не существует. Мы вместе с Вадимом Булавиновым (мэр Нижнего Новгорода - dp.ru) читали бюджет, пока не убедились: городу это выгодно.
Я критикую мэра, критикую своих подчиненных. Обычно после этого все спрашивают: когда уволите? Если я критикую, значит, не собираюсь увольнять, а считаю, что человек исправится. Критика – двигатель прогресса. Так нас учил Юрий Михайлович Лужков".
<b>Что тревожит</b>
"Тревожит недостаточно высокий уровень жизни населения Нижегородской области и тенденция роста преступности (занимаемся этим с прокуратурой и ГУВД). В 2009-м регион выйдет на среднероссийский уровень по величине заработной платы и среднедушевому доходу.
Ставлю задачу к 2010 году увеличить размер регионального бьюджета с нынешних 70 млрд до 150 млрд рублей. И этого будет мало, я считаю. Это не "японское чудо", а объективные условия бюджетного развития".
<b>Жилье</b>
"Объем задач жилищного строительства колоссальный. Многие города должны быть полностью реконструированы. Надо дать каждому доступное и комфортное жилье. Никто не должен бегать на пятый этаж без лифта.
Некоторые хотят свернуть задачу к статистике. Формально, в Нижнем Новгороде только 300 тыс м2 ветхого жилья. Однако есть множество домов, которые нельзя назвать комфортными: без водоснабжения, канализации и с проводкой наружу. Хотя формально – это не ветхий фонд. Чтобы решить проблему, нужно 45 млрд рублей. Таких денег в бюджете не было, нет, и не будет. Необходимо участие частного капитала.
В Москве снесли 1 тысячу некомфортных пятиэтажек. Если бы у нас были такие дома, мы бы "подшаманили" и жили бы дальше. Нам о таком пока и думать рано.
Сейчас много критикуют московские строительные компании. Однако та же Су-155 в первую очередь построила два жилых дома, куда переселились жители щитковых домиков. Только потом столичный застройщик начинает строить коммерческие здания. Коммерсанты просто так ничего делать не будут. Не надо пугаться коммерческого жилья.
Говорят, что жилье в Нижнем дорогое – 52 тыс руб за м2. Цифра спорная, хотя нам-то объективно выгодно, чтобы она была побольше. Мы-то берем с инвестора, победившего на конкурсе, 20% от рыночной стоимости жилья. И потом на эти деньги оказываем помощь тем, кто сам никогда из своих бараков в нормальное жилье не переселится".
<b>Об административном ресурсе</b>
"Существующие торговые сети часто не берут то, что предлагают местные производители. Хлеб, мясо, молоко. Есть объективные причины: сети требуют стандартную маркировку, упаковку, стабильность поставок. Но ведь что придумали – входные бонусы. 30 дней отсрочки платежа за поставленный хлеб. Я так рассуждаю, если берешь товарный кредит – будь добр, заплати процент.
Я спрашивал у посла Франции в РФ: есть у "Ашана" в Париже входной бонус за право поставки товара? Он не понял вопроса. Значит, это наши придумали. Власть всегда найдет административные рычаги, чтобы повлиять на ритейлеров.
Сельское хозяйство области нуждается в серьезных инвесторах и они приходят. Сегодня встречаемся с инвестором – предлагает производить молочные смеси. Проект на 2 млрд рублей. Конечно, мы ему будем помогать".
<b>Аэропорт "Нижний Новгород"</b>
"Не могу даже точно сказать, сколько было встреч по проблеме аэропорта в Нижнем Новгороде. Встречались и с представителями аэропорта Шереметьево. Все говорили: "Прекрасная идея". Однако быстрее всех и понятнее всех на предложение развивать нижегородский аэропорт откликнулись Внуково и правительство Москвы. 31 июля вопрос слушался на заседании столичного правительства, наш аэропорт был включен в стратегию развития. Инвестиции составят 12 млрд рублей.
Мне абсолютно все равно, какой пакет акций аэропорта останется у правительства: 5, 10% или контрольный пакет. Главное, чтобы были понятные отношения с инвестором, а пассажиропоток увеличился с 300 тысяч пассажиров в год до 3 миллионов. Чтобы была другая инфраструктура: гостиничный комплекс, взлетно-посадочная полоса, логистические терминалы, мощности по переработке грузов".
<b>Автомобильный кластер</b>
"В октябре 2007 года в Нижний может придти концерн Peugeot Citroen. Французы презентовали нам свой проект. Начать они хотят со сборки 80 тысяч автомобилей в год с перспективой увеличения объемов до 210 тысяч. Инвестор придет с твердыми намерениями заняться локализацией производства комплектующих.
Честно говоря, я нисколько не жалею о тех автомобильных проектах, которые прошли мимо Нижнего в прошлом. Объемы производства в 30, 40, 50 тыс автомобилей в год – это "отверточная сборка". Вся иностранная автосборка, размещенная в России в совокупности составляет 287 тыс автомобилей.
У нас только планы ГАЗа – 300 тысяч автомобилей к 2011 году. Еще 260 тысяч будут собираться на Бору на предприятии Uttech. В первую очередь, будут производить "Шевроле Ланос" – самую продаваемую в России машину. То есть регион суммарно уже имеет 560 тыс автомобилей в год.
Если все-таки к нам придет Peugeot Citroen, мы готовы предоставить три площадки с подведенными коммуникациями в Дзержинском промышленном узле.
Наша позиция: чем больше будет автосборки, тем выгоднее будет здесь производить автокомпоненты.
Нижегородская область – признанный автомобильный кластер. Здесь есть квалифицированные кадры, хорошая логистика. Я знаю, что многие, кто разместил производства в других регионах, уже пожалели об этом – оказались не в состоянии выполнить заявленные планы по локализации".
<b>О карьере</b>
"К планам карьерного роста отношусь скептически со времен работы в Москве. Сколько работал, все время Лужкова куда-то провожали. Иногда не очень этично – говорили, мол, уйдет по состоянию здоровья. Видимо, это удел руководителя – от тебя постоянно хотят избавиться, потому что ты наступаешь на чьи-то интересы, не соответствующие интересам региона.
Меня, правда, все время "повышают". То вице-премьером "назначат", то первым вице-премьером.
Никаких предложений мне не поступало и никаких планов, кроме работы в Нижегородской области у меня нет. Моя нынешняя должность - хорошая площадка, кусок работы для завершения моей "производственной деятельности", так сказать.