00:0006 июля 200700:00
28просмотров
00:0006 июля 2007
Ученые Петербурга внесут свой вклад
СПб. Петербургские физики примут
участие в создании материалов для автомобиля на водороде, который компания
General Motors намерена запустить в массовое производство.
Компания
General Motors заключила контракт с Институтом физики имени В.А. Фока СПбГУ на
проведение научных работ. Также идут переговоры с Физико-техническим институтом
имени А. Ф. Иоффе. Свой вклад в прошлом году уже внесли сотрудники
Политехнического университета - это был первый опыт сотрудничества General
Motors с петербургскими институтами. С рядом московских институтов
сотрудничество идет уже несколько лет.
Нужен прорыв!
Активность
автомобильного гиганта понятна. Руководство объявило о том, что стоимость
силового агрегата на основе водородных топливных элементов сравняется со
стоимостью обычных двигателей внутреннего сгорания уже к 2010 г. Сейчас создание
опытного образца обходится компаниям, по данным экспертов, примерно в $1-2
млн.
Для того чтобы совершить прорыв (снизить стоимость и запустить такие
автомобили в массы), предстоит решить четыре проблемы: хранение топлива,
долговечность топливных ячеек, стоимость автомобилей, создание заправок и
техобслуживание. В решении первой и частично второй проблемы и поучаствуют
петербургские ученые из НИИ физики имени Фока СПбГУ.
Ученые проведут
исследования, связанные с разработкой материалов, которые могут
взаимодействовать с водородом длительное время. Это тот материал, который нужен
для водородной двигательной установки.
Как рыба в воде
"Создание
конструкционных материалов, которые способны длительное время работать в
водородосодержащей среде - одна из ключевых проблем, которую предстоит решить",
- говорит директор по научно-исследовательским разработкам General Motors в
России и СНГ Алексей Ушаков.
"Вот тут-то нам и есть что предложить! -
радуется Александр Курдюмов, руководитель проекта, профессор кафедры электроники
твердого тела НИИ физики им. В.?А. Фока.
На вопрос, как представители
General Motors вышли на ученых, он отвечает коротко: "Коллеги-ученые на нас
показали. Мол, именно здесь решают те проблемы, которые волнуют автомобильного
гиганта".
General Motors думал недолго. "Решение было принято очень
быстро: мы фактически только несколько формул нарисовали - и нам предложили
работать по контракту. Задача стоит очень конкретная и значимая - это все равно,
что участвовать в создании термоядерного реактора!"
Вилами на
воде
"Над проектом будут работать 7-10 специалистов института, на разных
этапах их число будет меняться", - отмечает Сергей Бурейко, заместитель
директора по научной работе НИИ физики им. В.А. Фока СПбГУ.
"Проект
рассчитан на 1 год, но если его результаты нам понравятся, он может быть
продлен, - говорит Алексей Ушаков. - С другой стороны, это научная работа. Ее
результаты сейчас предсказать невозможно. Они могут пойти в ход, а могут просто
быть положены на полку".
Все впереди
В настоящее время General
Motors потратил на создание такого двигателя $?1 млрд, примерно столько же будет
потрачено до 2010 г. Этот год считается отправной точкой, когда автомобили на
водороде станут запускать в серию.
"Наша научная работа строится так, что
мы активно привлекаем ученых в различных странах к решению научных проблем, -
говорит Джеймс Спирот, руководитель химико-экологической лаборатории General
Motors. - Так, в нашем центральном научном офисе работает около 500 человек, а
специалистов, привлеченных по контрактам в различных странах - в Китае, Канаде,
Индии и других, - вдвое больше. В Россию я впервые приехал в 2000 г.,
сотрудничаем с рядом институтов в Москве, Омске и вот теперь с Петербургом. То,
что мы наблюдаем сейчас, это только начало сотрудничества, доля контрактов с
Россией пока очень мала".
Джеймс Спирот, директор химико-экологической
научной лаборатории General Motors:
"Мы готовы рассмотреть предложения
любых НИИ и коммерческих фирм в Петербурге".
Александр Курдюмов,
руководитель проекта со стороны НИИ физики им. В.А. Фока:
"Решение о
сотрудничестве General Motors приняла очень быстро - мы фактически только
несколько формул нарисовали, и нам предложили работать по
контракту".
Анатолий Сударев, генеральный конструктор ООО "Научный центр
"Керамические двигатели":
"В создании водородного двигателя Россия
отстала, наши решения несовершенны, и опыт, приобретенный у западных коллег,
будет нам полезен".
Сергей Юркин, технический директор ООО
"Научно-производст-венная фирма "ИСТА":
"У нашей науки большой потенциал.
Но смогут ли наши ученые выстроить отношения с General Motors - это еще
вопрос".
Михаил Толстобров, исполнительный директор ООО "Импульсные
системы":
"Россия может помочь мировому сообществу разве что ценными
идеями от ученых, но ни в коем случае не готовыми разработками".
Как
работает автомобиль на водороде
Идея использовать водород в качестве
топлива для автомобиля существует давно. Водород можно считать идеальным
топливом. При сжигании водорода образуется вода, которую можно снова разложить
на водород и кислород. Этот процесс не загрязняет окружающую
среду.
Гордость российского автомобилестроения - ВАЗ 2131. В 2003 г. на
его базе было создано несколько опытных экземпляров с водородным двигателем.
Батареи топливных элементов располагались в моторном отсеке автомобиля, а баки
со сжатым водородом - в багажном. Максимальная скорость - 80 км/ч.
Nissan
X-TRAIL FCV
Модель 2005 г. Может развивать скорость до 150
км/ч.
Mazda 5 Hydrogen RE Hybrid Concept
Модель 2005 г. Автомобиль
оснащен двумя двигателями: бензиновым и водородным.
В 2002 г. компания
Honda Motor Co. представила опытный образец автомобиля на топливных элементах -
Honda FCX. Развивает скорость до 150 км/ч.
Мощность блока топливных
элементов с ионообменной мембраной - 78 кВт. Это достаточно для разгона и
движения автомобиля весом 1740 кг с максимальной скоростью 150 км/ч, что на 50
км больше, чем у его предшественника FCX-V4. Мотор - синхронный тяговый
электродвигатель собственного производства, имеющий максимальную мощность 60
кВт.
Два баллона емкостью 68,88 л. Водород закачивается под давлением 350
атм. Емкости бака хватает на 355 км пробега.