00:0022 июня 200700:00
7просмотров
00:0022 июня 2007
По большому счету начать следовало бы не с вопроса, где получать, а нужна ли она вообще.
Допустим, он решен положительно. Что
дальше? Дальше встает ряд не менее принципиальных вопросов.
МВА - "мастер
делового администрирования", если по-русски - степень, которая даже в нашей
стране вряд ли имеет вес, если за ней не стоит имя учебного заведения с хорошей
репутацией. И здесь появляется первая проблема: будет это имя российское или
западное. По мнению специалистов, сравнивать отечественные и зарубежные
бизнес-школы по меньшей мере некорректно: там институт менеджмента имеет давнюю
историю, тут существует только новейшая. Там ориентация идет на международный
рынок, тут - в основном на российский. Там большинство товарищей по парте -
иностранцы, тут - соотечественники. Но именно сопоставление этих факторов с
собственными целями и задачами и позволяет сделать грамотный выбор. Правда,
только на сегодняшний день, потому что российский рынок бизнес-образования
развивается быстро и, судя по тому, как растут существующие школы и строятся
новые, в ближайшие годы ситуация станет коренным образом
меняться.
Получить степень МВА на Западе означает потратить не меньше
$100 тыс., жить 1,5-2 года в другой стране, учиться у звезд экономики и бизнеса,
разобрать множество "кейсов", встречающихся за рубежом, расширить кругозор и
наработать огромное количество международных связей. Все приобретенное там
стопроцентно полезно для того, кто собирается работать в Европе или Америке или
же в плотном сотрудничестве с Западом. Но сколько процентов из этого пригодится
в России и сопоставим ли остаток с потраченными деньгами и временем - большой
вопрос.
Получить степень МВА у нас означает заплатить не больше $25 тыс.,
а при желании - образовываться, не отрываясь от работы. Следующими пунктами
должны по логике идти незаменимые российские "кейсы" и связи (и тогда выбор
того, кто планирует работать на родной почве, становится очевидным), но тут есть
сложность. Потому что ровно за эти две вещи очень ругают российские
МВА-программы: несмотря на полную сосредоточенность на местном рынке, "кейсов" в
учебе как раз таки и недостает.
То же самое - связи. Из-за того что во
многих школах главный критерий отбора - это все еще готовность оплатить
обучение, публика получается разнородной - и вчерашние выпускники, и просто
служащие, и владельцы собственного бизнеса. Хорошо, если конкурс в российской
школе составляет два-три человека на место, тогда как американский Stanford
заявляет, что к ним проходит меньше 10% желающих.
Также, по признаниям
руководителей школ, проблемы существуют и с набором преподавательского состава:
сильные кадры всегда в дефиците, а настоящих звезд мирового уровня наберется,
наверное, с десяток. И все равно в основном все они изначально профессиональные
преподаватели. Тех, кто делал в России бизнес в 1990-х гг., а теперь отошел от
дел и учит других, искать придется долго. Тем не менее школы с именем в России
уже и сейчас есть. Они узнаваемы на рынке, более доступны по цене и имеют
определенный запас преподавательских кадров. Из московских это Высшая школа
международного бизнеса АНХ, Высшая школа бизнеса МГУ, Высшая школа менеджмента
ГУ-ВШЭ, в Петербурге - Стокгольмская школа экономики, которая действительно
работает в партнерстве со шведами и выдает и российский, и западный диплом,
Санкт-Петербургский международный институт менеджмента.
Сделать
правильный выбор школы в России пока непросто. Даже на Западе, где система
рейтингов учебных заведений хорошо развита, их результаты школы постоянно
оспаривают (так, Stanford как-то понизили в рейтингах из-за того, что
парковочные места были далеко от кампуса). Тем не менее есть несколько
бюллетеней, на чье имя можно ориентироваться: Financial Times, Business Week,
U.?S. News, Forbes. У нас же внятных независимых рейтингов пока нет, исключая ту
информацию, которую можно найти на порталах "МВА в России" и Begin. Поэтому в
основном приходится ориентироваться на рекомендации знакомых, на имя и
репутацию, место, интересоваться преподавательским составом и отбором
слушателей. Чем сложнее поступить в школу, чем выше требования, предъявляемые к
абитуриентам, тем сильнее будет группа и интереснее и полезнее
учеба.
Есть мнение
Рубен Варданян, председатель совета директоров
Группы компаний "Тройка Диалог":
"Многие из тех, кто получает MBA в
бизнес-школах мирового уровня, в первую очередь думают не о своем развитии, а
том, чтобы хеджировать нижний порог своей зарплаты. Эти люди по духу не
предприниматели.
В Московской школе управления СКОЛКОВО мы хотим видеть
людей с предпринимательской жилкой, тех, кто готов быть реальным двигателем в
бизнесе. При этом не хотим концентрироваться только на российском опыте,
СКОЛКОВО - проект глобальный, поэтому хотим дать слушателям возможность изучать
опыт лидеров мирового бизнеса. Уже сейчас к нам на корпоративные программы
приходят гуру мирового бизнеса. В частности, в мае мы организовали мастер-класс
легендарного Джека Уелча, бывшего CEO General Electric.
Несмотря на то,
что общепризнанные мировые американские, английские бизнес-школы по-прежнему
пользуются невероятной популярностью, в будущем все более интересными станут
школы, дающие понимание, как работать в странах с быстроразвивающейся
экономикой. Простой пример: филиал французской INCEAD в Сингапуре сегодня
намного популярнее, чем европей-ское отделение. В СКОЛКОВО мы хотим уйти от
излишней академичности и давать людям возможность изучать практический опыт,
учиться принимать решения, делать выбор. Мы понимаем, что такой подход не может
быть массовым. Если в Гарварде сейчас учится по 1 тыс. человек в год, у нас
будет не больше 150-200".