17:4720 июня 200717:47
182просмотров
17:4720 июня 2007
На следующей неделе депутаты ужесточат уголовную и административную ответственность за экстремизм. Максимальный срок за преступления на этой почве будет исчисляться 12 годами тюрьмы, а штраф достигнет 100 тыс. рублей.
<b>Для этого парламентарии "накрутили</b>" максимальные тюремные сроки за преступления, совершенные по мотивам национальной, религиозной, социальной, идеологической или политической вражды. Такими квалифицирующими признаками предлагается, в частности, дополнить статьи УК РФ – "Хулиганство", "Вандализм", "Угроза убийства", а также "Участие в массовых беспорядках".
<b>Если закон примут</b>, сознательное изображение, к примеру, свастики или серпа и молота в вагоне метро будет караться 5 лет тюрьмы. На такой же срок можно загреметь за хулиганство и угрозу убийства – если, конечно, суд обнаружит в этих действиях вышеперечисленные мотивы. За участие в массовых беспорядках и погромах на этой почве и вовсе можно отправиться за решетку на срок от до 12 лет.
<b>Причем уголовная ответственность </b>за эти преступления будет наступать с 14 лет. Сейчас незрелых подростков сажают только за умышленное убийство, изнасилование, кражу, грабеж и некоторые другие виды тяжких и особо тяжких преступлений. Кстати, депутаты отказались от первоначальных планов перевести все преступления экстремистской направленности в этот разряд, за исключением массовых беспорядков.
<b>Даже несмотря на отягчающие </b>обстоятельства, которыми решено считать мотивы, по сути – помыслы человека, большая часть преступлений на почве экстремизма осталась в УК РФ причисленной к разряду средней тяжести. В противном случае максимальные наказания за них могли бы возрасти еще в несколько раз.
<b>Впрочем, дав "слабину", </b>депутаты разрешили оперативникам вести "прослушку" частных телефонных разговоров лиц, которые, по их мнению, могут иметь отношение к совершению или подготовке преступлений на почве экстремизма. По действующему закону "слушать" можно только тех, кто "завязан" на тяжких и особо тяжких преступлениях.
<b>В Думе поясняют,</b> что такие полномочия позволят спецслужбам выявлять "экстремистов" прежде, чем "они пойдут громить рынки". А вот провокацию как одну из форм оперативной работы в таких случаях решено запретить.
<b>По "экстремистам" также </b>решили "ударить рублем". За массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а также их производство и хранение в целях массового распространения гражданам придется выложить от 1 тыс. рублей до 3 тыс. рублей (или отправиться под арест на 15 суток), должностным лицам – от 2 тыс. рублей до 5 тыс. рублей, а юридическим лицам – от 50 тыс. рублей до 100 тыс. рублей (другой вариант – приостановление деятельности на срок до 90 суток с конфискацией материалов и оборудования для их изготовления).
<b>При этом что считать </b>"заведомо экстремистскими материалами", а также их "массовым распространением" не до конца понимают даже в ФСБ. Главный советник ГПУ президента РФ Валентин Михайлов говорит, что в каждом конкретном случае решение будет принимать суд.
<b>Несмотря на раздающиеся </b>упреки, в администрации президента, где, по некоторым данным, и готовился законопроект, отказываются признавать, что поправки станут еще одним оружием против неугодных кандидатов и партий в ходе предстоящих выборов. По новому закону любая критика в адрес оппонентов вполне может быть приравнена к экстремистским высказываниям.
<b>Эксперты dp.ru </b>рассказали о перспективах реализации "антиэкстремистских поправок":
<b>Михаил Емельянов</b>, депутат Госдумы (фракция "Единая Россия"):
<b>Я не согласен с утверждением</b>, что закон направлен против конкретных партий и политиков и именно в предвыборный период. Для тех политических сил, которые действуют в рамках легального политического поля, эти ужесточения опасности не представляют. Напротив, я убежден, что экстремизм должен быть вытравлен из политической практики и политической культуры России. Мы не хотим, чтобы к власти приходили экстремисты! Понимаем, что принятие этого документа может вызывать резкую критику международной общественности – в адрес России снова начнут раздавать упреки в ущемлении прав человека. Но стоит вспомнить опыт имперской России: тогда публика тоже восторженно аплодировала поступкам террористов, то и дело небезуспешно совершавших покушения на чиновников и царя, а потом мы получили октябрьский переворот, гражданскую войну и репрессии!
<b>Владимир Никитин,</b> депутат Госдумы (фракция "Справедливая Россия – Родина"):
<b>Непонятен набор мотивов,</b> которые предлагается считать квалифицирующими признаками преступлений экстремистской направленности. К примеру, что означает "идеологическая ненависть и вражда"? Я считаю, допустим, что Западная Европа во многом отказалась от тех ценностей, на базе которых она возникла и в какой-то мере мне враждебна, потому что, я считаю, она отступила от ценностей христианства. Или социальная вражда. Олигархи – это социальная группа или как? А если они мне не нравятся и в принципе их действия мне враждебны? На мой взгляд, здесь требуется все-таки каким-то образом пояснить, о чем идет речь, иначе мы все окажемся под подозрением в экстремистской деятельности.
<b>Сергей Иванов</b>, депутат Госдумы (фракция ЛДПР):
<b>Экстремистская деятельность</b> – вопрос очень тонкий. Например, скажешь, что наш регион платит налогов столько же, а получает меньше, чем, допустим, какие-нибудь республики – тут же тебя обвинят в экстремизме, в разжигании национальной розни и так далее. У нас и так по статье 282 УК РФ сидят в основном только русские люди, остальных как-то меньше это касается, потому что если где-то мордобой происходит, то это пьяная драка, а если побьют кого-то другой национальности, то сразу же обсуждаются межнациональные вопросы.
<b>Я все-таки очень боюсь</b>, как бы все это не переросло в охоту на ведьм. Если люди находят почву для выражения своих взглядов в экстремистском ключе, то, значит, их на это сподвигли, и не от хорошей жизни они все это делают. И если сейчас начнутся, допустим, какие-нибудь бунты по поводу недостатка лекарств – это тоже могут приравнять к экстремизму, и тогда у нас полстраны сядет в тюрьму.