Депутаты нашли неординарный способ приструнить Эстонию

В четверг Госдума узаконила в первом чтении создание портовых экономических зон (ПОЭЗ). В скором времени они появятся на территории нынешних морских (речных) портов, а также аэропортов.

<b>Депутаты утверждают</b>: в таком виде порты смогут составить конкуренцию зарубежным аналогам. "Зоны нужны не столько для привлечения инвестиций в строительство и реконструкцию портовой инфраструктуры, сколько для стимулирования конкуренции с портами соседних стран", – сообщил докладчик по законопроекту, замминистра экономического развития Андрей Шаронов.
<b>В Думе надеются, что с появлением </b>зон иностранные корабли перестанут, наконец, огибать российские берега, чтобы пришвартоваться в каком-нибудь на Таллинском терминале. Российскую землю предпочтут и зарубежные самолеты, до сих пор старательно миновавшие наши просторы с грузами на борту. В итоге у федеральной казны появится дополнительный источник доходов. Так, по прогнозам, только Мурманский торгово-транспортный узел сможет ежегодно отчислять по новой схеме в федеральный и региональные бюджеты дополнительные $120–180 млн.
<b>"Неужели нужно было ждать 16 </b>лет, пока на наших грузах обогатятся Эстония и Китай?" – с раздражением подсчитывал убытки лидер ЛДПР Владимир Жириновский. "Действительно, сейчас российские порты не могут пощеголять ни современной оснащенностью, ни развитой инфраструктурой, – согласился в беседе с dp.ru вице-спикер Госдумы Владимир Катренко. – У наших соседей транспортные издержки в структуре себестоимости продукции составляют не более 8%, а у России – целых 20%. Естественно, желающих расстаться со столь внушительной суммой находится немного, поэтому наши пристани суда по возможности обходят стороной".
<b>Создание зон гарантированно </b>увеличит экспорт портовых услуг на 20%, убеждает Катренко. Андрей Шаронов и вовсе прогнозирует рост от 50 до 100%. По его словам, собственники портовой инфраструктуры уже становятся в очередь, чтобы дать согласие на размещение у себя ПОЭЗ.
<b>Согласно документу, портовые </b>зоны могут создаваться на срок до 49 лет. При этом объем капитальных вложений, который должен осуществить резидент ПОЭЗ, должен составить не менее 100 млн евро при создании и развитии инфраструктуры нового морского порта, не менее 50 млн евро – нового аэропорта и не менее 3 млн евро – при реконструкции и развитии действующего морского или аэропорта.
<b>Зонам предоставят налоговые </b>и финансовые льготы, а также свободный таможенный режим.
<b>Проблема в том, не станут </b>ли портовые зоны очередными "налоговыми и таможенными дырами". "В середине 90-х у нас был печальный опыт свободных экономических зон, – припомнил и Андрей Шаронов. – Тогда они стали офшорами, что привело к потере денег". Механизмов, препятствующих такому развитию событий, наши законодатели до сих пор не предложили.