Сидеть придется до суда

<span style="FONT-FAMILY: Arial">Сегодня председатель комитета Госдумы по безопасности Владимир Васильев фактически признался в том, что создание следственного комитета при Генпрокуратуре – своего рода эксперимент.

<b>По словам экс-заместителя министра </b>внутренних дел, в 2001 году произошли изменения в УПК, и был установлен порядок, когда прокурор дает согласие органу расследования на возбуждение уголовного дела:
<b>– Это звено между следствием и судом </b>– прокурор – было введено, чтобы защитить граждан от возможного произвола против правоприменителей. Практика показала, что эффект не был достигнут. Количество возбужденных дел увеличилось с 3,2 млн в 2001 году до 3,8 млн в 2006 году, а число завершенных уголовных дел уменьшилось с 1,6 млн до 1,2 млн.
<b>"Кроме того, – напомнил г-н Васильев</b>, – у нас большая страна и порой, например, в половодье, сотни километров разделяют место происшествия и ближайшего прокурора. А законодатель дает всего 3 часа. Даже в Москве, с учетом режима движения, в часы пик невозможно за 3 часа решить все вопросы".
<b>Таким образом</b>, по мнению Владимира Васильева, форма дополнительного контроля следствия со стороны прокуратуры не сработала, и прокуратура, соединяя две важных функции – расследование уголовных дел и надзор за этой деятельностью – перегружена и не всегда объективна.
<b>Следственный комитет </b>будет существовать в рамках генпрокуратуры, но под руководством замгенпрокурора. Его кандидатура будет утверждаться президентом, он будет самостоятелен и под ним будет выстроена вертикаль нижестоящих следователей – военных и других, выполняющих эту работу. Функции надзора и поддержания обвинения в суде, остаются за прокуратурой. Но в то же время в рамках прокуратуры создается следственный комитет, который сосредоточивается только на одном – на расследовании.
<b>"Есть опасность, </b>что этот процесс может не дать положительный результат, – признался Владимир Васильев. – Но тот процесс, который был, очевидно, привел нас в тупик. Это же кризис следствия. Однако я тоже на стороне тех, кто сомневается. Мы приняли этот закон без финансирования. Будет много вопросов, но это своего рода, если хотите, эксперимент. Мы надеемся, что такой подход позволит выработать систему".
<b>Итак, переворот </b>в российской системе правосудия совершился – закон о создании следственного комитета при генпрокуратуре "прошел" Совет Федерации. Хотя еще накануне многие в Генпрокуратуре выражали надежду на то, что сенаторы не поддержат это во многом спорное решение. Сенаторы, однако, решили, что того, чего хочет администрация президента, хотят и они, и одобрили закон.
<b>Как утверждал </b>замгенпрокурора Сабир Кехлеров, "представленный вариант законопроекта противоречит конституции и международным нормам".
<b>– Органы прокуратуры </b>за последнее время отклонили 1,5 млн обращений, касающихся отказа в возбуждении уголовных дел, – взывал к здравому смыслу сенаторов Сабир Кехлеров. – И если мы лишим прокуратуру функций надзора, не приведет ли это к масштабным нарушениям прав человека?
<b>Но, по словам Васильева</b>, прокурор все равно будет иметь право ознакомиться с делом и, если права человека нарушены, подготовить мотивированное представление следователю, а затем – в суд. Но даже если и так, это намного удлинит сам процесс. И может получиться, что невиновные люди будут сидеть в КПЗ до суда. Который – возможно – благодаря представлению прокурора, в конце-концов признает ошибку следователя.
</span>