У GPS появится российский конкурент

У всем знакомой и столь востребованной во многих странах американской системы спутниковой навигации GPS может появиться серьезный соперник российского производства. Наши ученые и инженеры серьезно взялись за развитие проекта ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система).

<b>Первые разработки спутниковой системы </b>начались еще в СССР в 80-х годах, но тогда, в эпоху перестройки, у государства не хватило средств на завершение проекта. Недавно разработки возобновились. И, дабы снова не попасть впросак, Россия привлекла к сотрудничеству Индию, что должно уменьшить затраты РФ на проект. Наша ГЛОНАСС – это аналог американской GPS и европейской Galileo, которая, кстати, тоже не столь популярна, как GPS, и пока не работает, как и российская система.
<b>Столь срочное продвижение </b>собственной системы навигации, по одной из версий, обусловлено стремлением к независимости от заокеанских коллег. Поговаривают, что, в случае малейшего недопонимания Америка отключит Россию от своей системы навигации, и наши силовики перестанут ориентироваться в пространстве (потому что и они тоже до недавнего времени использовали GPS). Изначально ГЛОНАСС предназначалась исключительно для обслуживания военных структур, но позже было принято решение сделать ее достоянием общественности.
<b>18 космических спутников </b>должны выйти на орбиту Земли к 2008 году. Именно это количество аппаратов обеспечит бесперебойный сигнал на всей территории РФ. А к 2010 году планируется запустить еще 11 космических аппаратов. В общей сложности на орбите окажутся 29 спутников, сигнал которых охватит всю планету. Примерно столько же спутников и у GPS, так что точность определения координат объекта и качество сигнала будет не хуже, чем у зарубежных конкурентов. В общем, с космической частью проекта все более или менее понятно. А кто будет пользоваться отечественной системой на Земле?
<b>Навигаторы отечественного производства </b>в первую очередь будут установлены, естественно, на самолеты. Так же в планах – снабдить этими устройствами машины скорой помощи и грузовики. Некоторые политические деятели предлагают с помощью навигаторов контролировать грузоперевозки. Точное знание местоположения машины позволит выявлять "левые" отгрузки и наказывать нечистых на руку чиновников.
<b>О простых гражданах тоже позаботятся: </b>в самом ближайшем будущем планируется наладить производство портативных навигаторов для рядовых автолюбителей. За выполнение этой нелегкой задачи взялось Научно-производственное объединение прикладной механики (НПО ПМ). Пока что НПО ПМ (госструктура) – единственный производитель отечественных навигаторов в стране. Частные предприниматели остались в стороне и ожидают подтверждения конкурентоспособности системы в целом. По прогнозам экспертов, примерная стоимость русского навигатора составит $200–600, а может быть, и больше - определить точную стоимость не могут даже изготовители.
<b>Ситуация складывается сложная </b>и непредсказуемая: с одной стороны, на волне патриотизма и национальной гордости ГЛОНАСС может завоевать рынок и стать достойным конкурентом GPS хотя бы в России. А с другой стороны, пока неизвестно, привлечет ли российского покупателя перспектива приобрести новое неисследованное устройство по цене известных зарубежных аналогов.