14:1211 апреля 200714:12
6просмотров
14:1211 апреля 2007
Заместитель генерального директора <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/71547" target=_blank>Sky Express</a> по развитию бизнеса Елена Пономарева рассказала dp.ru о первом отечественном low-cost перевозчике. Первый рейс состоялся 29 января, и сейчас уже можно подвести первые итоги работы.
<b>DP.RU:</b> По каким направлениям уже летает Sky Express, что планируется в перспективе?
<b>Е. П: </b>Наш первый рейс был Москва – Сочи, и сейчас мы продолжаем работу на этом направлении. Кроме того, наши самолеты уже летают в Ростов, Мурманск, Калининград. В апреле будет открыто и пятое направление – Тюмень. Первый самолет полетит туда 12 апреля, а продажа билетов открыта уже с конца марта. До конца года Sky Express собирается открыть рейсы в 11 городов: к этим пяти прибавятся Пермь, Казань, Волгоград, Челябинск, Екатеринбург и Уфа.
<b>DP.RU:</b> А если заглянуть дальше 2007 года? Какова цель Sky Express в глобальной перспективе?
<b>Е. П:</b> С коммерческой точки зрения нам интересны как минимум 20 городов, и мы постараемся приблизиться к этой цифре в конце второго года своей деятельности. Если наша модель сработает, то мы должны войти в другой потребительский слой.
<b>DP.RU: </b>Расширить географию полетов – это понятно. Но что за "новый потребительский слой"?
<b>Е. П:</b> В течение последних 10–15 лет количество пассажиров, которые пользуются услугами авиатранспорта в России, не увеличивается, а иногда даже уменьшается. Так вот ретейловая модель работы Sky Express призвана увеличить количество потребителей авиационных услуг. Мы стремимся увеличить мобильность нации, чтобы россияне летали так же часто, как европейцы. По статистике, средний американец летает 7 раз в год, европеец – 3–5 раз в год, а россиянин – 0,5 раз в год! То есть в среднем, один человек летает раз в 2 года. Мы же стремимся не переманить у традиционных авиакомпаний их клиентов, тех, кто постоянно летает, а поднять в воздух тот слой населения, который давно не пользовался авиационными услугами из-за их стоимости. И если наша модель сработает, мы сможем увеличить емкость индустрии в целом. Пока наш бизнес-план рассчитан на 5 лет, и с хабом в Москве мы собираемся покрыть 20 городов России, расположенных на расстоянии от 800 до 3 тыс. км.
<b>DP.RU:</b> Для low-cost перевозчика очень важен "лоуд фактор", то есть степень загрузки самолетов. Как у вас сейчас обстоит дело с ним?
<b>Е. П:</b> Сейчас у нас самая высокая частота полетов Москва – Сочи составляет два рейса в день, открыта продажа на третий, к лету их будет четыре. Так вот, на этом направлении загрузка рейса составляет 75%. Это очень высокий показатель. Второе направление, на Ростов, открылось 9 февраля – там загрузка в среднем 60%. Мы – новая авиакомпания, и поэтому консультируемся с двумя "соседями": low-cost перевозчиком Sky Europe, который летает из Польши и Венгрии по Европе, и венгерским Wizz Air. Так вот, для сравнения: у них в начале работы загрузка рейсов составляла 30–40%.
<b>DP.RU:</b> Не подорожают ли билеты Sky Express?
<b>Е. П:</b> Мы не дискаунтер. Нас в прессе по-разному называют, и мы понимаем, что наша модель пока еще не до конца понятна, однако надо пояснить, что мы не работаем по следующему принципу: сегодня снижаем цены на билеты, а завтра недополученную прибыль будем перекладывать на плечи других пассажиров, снова подняв стоимость полета. Мы пришли на рынок всерьез и надолго, и гарантируем низкую цену на каждом своем кресле. Наш бизнес-план рассчитан на 5 лет, и в течение этого времени ценовая политика Sky Express не изменится.
Она зависит от двух факторов – времени покупки билета и количества пассажиров на том или ином рейсе, выкупивших эти билеты заранее. Так, недавно мы открыли летнее расписание, которое будет действовать до 24 октября – и практически на всю глубину этих 6 месяцев на сочинском направлении билеты по 500 рублей уже выкуплены. На каждом рейсе 30 билетов продаются именно по такой цене. Когда они выкуплены – открывается следующий класс билетов, подороже. Соответственно, чем ближе время вылета, тем цена на оставшиеся билеты выше, потому что самые дешевые уже разошлись. Однако даже при этом мы стремимся к тому, чтобы максимальная цена билета находилась между стоимостью купе на этом направлении и минимальной ценой авиабилета у традиционных авиакомпаний. Это делается для того, чтобы человек, путешествующий на земле, счел для себя возможным купить билет. Таким образом, мы надеемся поднять как можно больше пассажиров в воздух, и не только не уменьшим количество пассажиров традиционных авиакомпаний – напротив, увеличив емкость рынка в принципе, мы увеличим количество пассажиров и для них также. По крайней мере, появление low-cost авиакомпаний на Западе приводит именно к такому эффекту.
<b>DP.RU: </b>Рано или поздно на путь любого новатора вступают последователи. Как вы будете действовать, если на российском рынке авиационных услуг появятся другие low-cost перевозчики?
<b>Е. П:</b> В советское время авиаперевозками пользовались 148 млн пассажиров. Сейчас на внутреннем российском рынке остались только 38 млн – соответственно, разница составляет 110 млн. Эти люди были потеряны для авиации, и это именно та клиентура, на привлечение которой мы рассчитываем. Бизнес-план Sky Express предусматривает, что в течение 5 лет мы "дорастем" до 7 млн пассажиров. Однако эти 7 млн на фоне тех 110, что потеряны для авиации – это капля в море. Рынка хватит на всех, и поэтому конкуренции мы не боимся.
<b>DP.RU:</b> Может быть, у кого-то уже есть планы пойти по вашим стопам?
<b>Е. П:</b> Пресса периодически заявляет, что та ими иная компания рассматривает возможность создания low-cost перевозчика. Кроме того, мы в курсе, что господин Лебедев, владелец Национальной резервной корпорации, намерен создать low-cost авиакомпанию. Однако никаких деталей менеджеры корпорации в прессе не разглашают, поэтому нам трудно судить об этом проекте. Но по тем данным, которые все-таки до нас доходят, можно предположить, что это будет несколько другая модель работы, отличающаяся от принципов Sky Express. Также некоторое время назад прошла информация о том, что о планах создания подобного типа авиакомпании заявили представители "Альфа-групп" – но про этот проект мы вообще ничего знаем. У нас самих очень много работы, поэтому, если честно, некогда особенно отслеживать, у кого какие планы на рынке. Мы уверены, что его хватит на всех.
<b>DP.RU:</b> Когда на рынке появляется новый авиаперевозчик с низкими ценами на билеты, это выгодно далеко не всем традиционным авиакомпаниям. Не встречали ли вы какого-либо противодействия своим планам?<b> </b>
<b>Е. П:</b> Сталкиваясь с непониманием некоторых аэропортов и их базовых авиакомпаний, мы стараемся объяснить, что мы изначально пришли работать с другой клиентурой, с другим пассажирским слоем. Вот существует схема: на рынке есть одна авиакомпания, продающая билеты, допустим, за 4–5 тыс. рублей. И тут приходит новая, объявляя цену на билеты, допустим, 3 тыс. рублей. В результате начинается конкуренция, и кто-то вынужден уйти, не выдержав ее – а цены снова вырастают, при этом рынок сужается. Мы не хотим "схлопывать" рынок и делать его меньше. Мы пришли не для того, чтобы отбивать пассажиров у тех авиакомпаний, которые продают билеты за 5 тыс. рублей, а напротив, чтобы расширить аудиторию авиаперевозок в России за счет тех людей, которые готовы выложить другие деньги за билет. Например, те же 500 рублей. У нас с традиционными перевозчиками принципиально разный класс пассажиров, разный подход к ним и разные цели. Если представители какой-либо другой авиакомпании решат, что они могут предложить билеты, допустим, по 300 рублей в качестве акции для интернет-потребителя, и держать эту цену – замечательно, это только увеличивает спрос на авиационную перевозку. Мы можем держать свои цены на уровне 500 рублей, и продавать по такой стоимости 30 мест на каждом рейсе.
<b>DP.RU:</b> Ваши расчеты показали, что при таком количестве пятисотрублевых билетов финансовая состоятельность не ухудшится?
<b>Е. П:</b> Да, наш бизнес-план просчитан на 5 лет вперед. Но надо заметить, что во время запуска нашей авиакомпании не все поняли суть работы, и посчитали, что все билеты на каждый рейс будут продаваться по 500 рублей. И сейчас многие возмущаются: где же обещанные цены? Дескать, обманул нас Sky Express! Но ведь в СМИ информация, в том числе и о стоимости билетов, появляется разными путями: есть прямые комментарии и информация от компаний, а есть – от других участников рынка, думающих, что с приходом Sky Express их бизнес пострадает. Иногда они действуют еще более оригинально: например, практически на каждом рейсе Sky Express есть два пассажира, которые начинают затевать провокацию на борту. Например, начинают вслух обсуждать стоимость билета, и "внезапно" выясняют, что один купил его за 500 рублей, а другой – за 3 тыс. Естественно, второй "чувствует себя обманутым", возмущается, они начинают пытаться вовлечь в обсуждение стоимости билетов других пассажиров... Мы все это видим и знаем и совершенно спокойно к этому относимся. Ведь мы всегда объясняем, что самые недорогие тарифы – 500 рублей – мы вывешиваем у себя на сайте или распространяем через собственный центр бронирования, понимая, что хотя западные low-cost авиакомпании 95% билетов продают через интернет, нам в России пока это недоступно. Да, какую-то часть мы продаем и через агентскую сеть, но это не самые дешевые билеты. Дело в том, что мы понимаем: тот, кто ищет максимально дешевый билет, зайдет на наш сайт или позвонил в call-центр Sky Express. А если кто-то пришел в агентство, и не против немного переплатить за то, что он покупает у агента – пусть он увидит сравнимую тарифную сетку, а не билеты за 500 рублей, которые будут доступны только тем пассажирам, которые выйдут на нас напрямую. Это тоже относится к корректности поведения на рынке авиации в России.