00:0009 апреля 200700:00
9просмотров
00:0009 апреля 2007
В регионах СЗФО замерили бизнес-климат
СПб. Фонд <Технологии развития> построил рейтинг
привлекательности бизнес-среды для восьми регионов Северо-Запада. Лидеры -
Ленинградская и Вологодская области.
Открыть филиал или магазин в другом
регионе - естественный путь расширения для многих бизнесов. Есть регионы, где
для входа на рынок достаточно выполнять законодательство. Например, в
Вологодской области благоприятные правила ведения бизнеса поддерживаются такой
крупной корпорацией, как <Северсталь>, заинтересованной в стабильном развитии
региона (это снижает ее социальные обременения).
Осторожно, вход
опасен
В то же время есть и регионы, в которых власти рассматривают
бизнес как ресурс для решения собственных задач личного и/или регионального
масштаба. Речь идет не столько о получении взяток, сколько об использовании
финансовых возможностей компаний для реализации функций, возложенных на сами
органы региональной и местной власти. Кроме того, у властей могут быть тесные
связи с отдельными бизнесами, которым гарантируется практически монопольное
положение на местных рынках в обмен на долю в сверхприбыли. Создание компаний в
таких регионах, как правило, требует привлечения сильного местного партнера и
сопряжено с дополнительными затратами и рисками. Отказ от выполнения местных
правил игры может привести к еще большим финансовым потерям.
Можно
привести в пример завод петербургской Пивоваренной компании <Балтика> в
Хабаровском крае, деятельность которого была приостановлена из-за разногласий
менеджмента завода и региональных властей. В 1999г. компания Philips из-за
конфликта с региональными властями Воронежа была вынуждена продать свой завод по
производству кинескопов за 1 рубль, затратив при этом около $60 млн на его
модернизацию. Недавно петербургская сеть <Лента> столкнулась с закрытием своего
бизнес-проекта в Волгограде, став жертвой острого политического конфликта между
городскими и региональными властями. В СЗФО примером такого сложного региона
является Новгородская область, в которой региональная власть тесно связана с
группой местных бизнесменов, не заинтересованных в приходе на региональный рынок
конкурентов из столичных городов. В Новгороде вхождение в 2002г. на региональный
рынок явочным порядком компании <Эльдорадо> привело к сожжению склада и
торгового помещения и последующему убийству регионального директора компании. В
2005г. в Новгороде был сожжен офис петербургского Агентства недвижимости 1.
Причиной поджога руководители агентства назвали отказ заключить <договор> с
одной из новгородских охранных фирм.
Рейтинг
В исследовании упор
был сделан на правила игры, относящиеся к работе <среднего> бизнеса. По этой
причине в рейтинг не вошел Ненецкий автономный округ, так как средний бизнес там
еще только начинает развиваться. Петербург и Калининградская область не вошли по
причине их <несравнимости> с другими регионами округа.
Всего исследование
охватило 15 регионов, включая оставшиеся регионы СЗФО. В основу были положены
интервью с более чем 20 местными экспертами, анализ статистических данных о
деловой активности и результаты опросов предпринимателей. В результате регионы
были разбиты на несколько классов (см. таблицу). Полученная классификация
согласуется с наблюдаемой деловой активностью среднего бизнеса в этих регионах
(см. статью справа и график).
Неоднородность правил игры в регионе
указывает на переходный этап в становлении региональной деловой среды. Среди
регионов, охваченных исследованием, можно привести в пример Архангельскую
область и Республику Коми. За несколько последних лет правила игры в них
изменились от неблагоприятных к неоднородным, а происходящие в этих регионах
процессы указывают на то, что правила продолжают меняться в сторону преобладания
законности в отношениях власти и бизнеса.
Юлия Вымятнина, директор по
аналитике, фонд <Технологии развития>
Андрей Стародубцев, аналитик, фонд
<Технологии развития>
Рейтинг благоприятности правил игры для бизнеса в
регионах СЗФО и некоторые параметры, учитывавшиеся при его
построении
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы
можете найти в PDF-версии газеты
Источник: фонд <Технологии
развития>.
График
Количество выпусков ценных бумаг за 2004-2006
гг.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти
в PDF-версии газеты
Примечание: красным цветом отмечен регион с
неблагоприятными правилами игры для бизнеса, желтым - регионы со смешанными
правилами игры и зеленым - с благоприятными.
Источник: фонд <Технологии
развития>.