Расширяться лучше в регионы с хорошими <правилами игры>

В регионах СЗФО замерили бизнес-климат

СПб. Фонд <Технологии развития> построил рейтинг привлекательности бизнес-среды для восьми регионов Северо-Запада. Лидеры - Ленинградская и Вологодская области.
Открыть филиал или магазин в другом регионе - естественный путь расширения для многих бизнесов. Есть регионы, где для входа на рынок достаточно выполнять законодательство. Например, в Вологодской области благоприятные правила ведения бизнеса поддерживаются такой крупной корпорацией, как <Северсталь>, заинтересованной в стабильном развитии региона (это снижает ее социальные обременения).
Осторожно, вход опасен
В то же время есть и регионы, в которых власти рассматривают бизнес как ресурс для решения собственных задач личного и/или регионального масштаба. Речь идет не столько о получении взяток, сколько об использовании финансовых возможностей компаний для реализации функций, возложенных на сами органы региональной и местной власти. Кроме того, у властей могут быть тесные связи с отдельными бизнесами, которым гарантируется практически монопольное положение на местных рынках в обмен на долю в сверхприбыли. Создание компаний в таких регионах, как правило, требует привлечения сильного местного партнера и сопряжено с дополнительными затратами и рисками. Отказ от выполнения местных правил игры может привести к еще большим финансовым потерям.
Можно привести в пример завод петербургской Пивоваренной компании <Балтика> в Хабаровском крае, деятельность которого была приостановлена из-за разногласий менеджмента завода и региональных властей. В 1999г. компания Philips из-за конфликта с региональными властями Воронежа была вынуждена продать свой завод по производству кинескопов за 1 рубль, затратив при этом около $60 млн на его модернизацию. Недавно петербургская сеть <Лента> столкнулась с закрытием своего бизнес-проекта в Волгограде, став жертвой острого политического конфликта между городскими и региональными властями. В СЗФО примером такого сложного региона является Новгородская область, в которой региональная власть тесно связана с группой местных бизнесменов, не заинтересованных в приходе на региональный рынок конкурентов из столичных городов. В Новгороде вхождение в 2002г. на региональный рынок явочным порядком компании <Эльдорадо> привело к сожжению склада и торгового помещения и последующему убийству регионального директора компании. В 2005г. в Новгороде был сожжен офис петербургского Агентства недвижимости 1. Причиной поджога руководители агентства назвали отказ заключить <договор> с одной из новгородских охранных фирм.
Рейтинг
В исследовании упор был сделан на правила игры, относящиеся к работе <среднего> бизнеса. По этой причине в рейтинг не вошел Ненецкий автономный округ, так как средний бизнес там еще только начинает развиваться. Петербург и Калининградская область не вошли по причине их <несравнимости> с другими регионами округа.
Всего исследование охватило 15 регионов, включая оставшиеся регионы СЗФО. В основу были положены интервью с более чем 20 местными экспертами, анализ статистических данных о деловой активности и результаты опросов предпринимателей. В результате регионы были разбиты на несколько классов (см. таблицу). Полученная классификация согласуется с наблюдаемой деловой активностью среднего бизнеса в этих регионах (см. статью справа и график).
Неоднородность правил игры в регионе указывает на переходный этап в становлении региональной деловой среды. Среди регионов, охваченных исследованием, можно привести в пример Архангельскую область и Республику Коми. За несколько последних лет правила игры в них изменились от неблагоприятных к неоднородным, а происходящие в этих регионах процессы указывают на то, что правила продолжают меняться в сторону преобладания законности в отношениях власти и бизнеса.
Юлия Вымятнина, директор по аналитике, фонд <Технологии развития>
Андрей Стародубцев, аналитик, фонд <Технологии развития>
Рейтинг благоприятности правил игры для бизнеса в регионах СЗФО и некоторые параметры, учитывавшиеся при его построении
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Источник: фонд <Технологии развития>.
График
Количество выпусков ценных бумаг за 2004-2006 гг.
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Примечание: красным цветом отмечен регион с неблагоприятными правилами игры для бизнеса, желтым - регионы со смешанными правилами игры и зеленым - с благоприятными.
Источник: фонд <Технологии развития>.