12:1709 апреля 200712:17
2просмотров
12:1709 апреля 2007
Журналист Михаил Леонтьев поделился с dp.ru своими соображениями по поводу возможных экономических последствий для России из-за нынешней геополитической обстановки.
<b>DP.RU: Михаил Владимирович, если все-таки произойдет конфликт США с Ираном, как это, по-вашему, скажется на экономике России?</b>
<b>М.Л:</b> Первое – тут же взлетят цены на нефть. В среднесрочном периоде они будут огромными. Конечно, на первый взгляд, это для нас выгодно. Но это разрушит рынок, современную финансовую систему, это разрушит Соединенные Штаты как доминирующую экономическую силу. И с этой точки зрения спрос на нефть упадет. Это вообще будет просто новый мир, в котором страшно оказаться. Говорить о том, выгодно это или невыгодно, очень сложно.
Главное следствие возможной иранской войны, на мой взгляд, это крах современной финансовой системы. Крах доллара, крах глобальной экономики – такой, какой она сейчас выглядит. Крах, например, Китая, ориентированного на американский спрос. Если этот спрос съежится, то непонятно, что будет с Китаем и как он переживет этот социально-экономический удар. Может быть, он даже выиграет от этого, а может, и нет. То же касается и России. Еще раз повторю – это будет совершенно другой, сломавшийся мир. Вот после развала СССР мир сломался для некоторой части человечества – для постсоветского пространства, для восточной Европы, для значительной части Азии, латинской Америки. А в случае иранской войны он сломается для всех остальных. На самом деле, это один глобальный процесс – системный кризис двухполюсной системы. Как сказал Генри Киссинджер, не бывает одной сверхдержавы – сверхдержавы ходят парами.
<b>DP.RU: Тогда почему бы России не занять в этом конфликте нейтральную, наблюдательную сторону? </b>
<b>М.Л:</b> А, если вы заметили, Россия это и делает. В отличие от иракского конфликта, где мы говорили американцам, мол, ребята, мы вас так любим, не делайте этой глупости, вам же будет плохо. Но сейчас мы даже этого не говорим…
Тем не менее, сказать, что Россия заинтересована в этом конфликте, нельзя. У нас очень неплохая экономическая конъюнктура. Мы только начали осуществлять какую-то вменяемую промышленную политику. Существенных результатов пока нет, но реальный экономический бум в России уже начинается. Если сейчас это все рухнет, пусть даже при этом появятся какие-то другие возможности…. Не факт, что мы в этом сильно заинтересованы.
<b>DP.RU: То есть, вы не рассматриваете этот конфликт как шанс для России перехватить эстафетную палочку и вырваться вперед?</b>
<b>М.Л:</b> У нас ручки сейчас коротки – выхватывать эстафетную палочку у американцев. Другое дело, что, если у американцев будут очень серьезные проблемы, они от нас, наконец, отстанут. И это довольно большой плюс. Ведь нет ни одной проблемы, ни одного конфликта с нашим участием, ни одной сферы интересов, куда бы они не лезли в ущерб нам. Поэтому, когда у них геморрой, нам спокойно.
Нам ведь от них совсем ничего не нужно, даже экономического сотрудничества. С Европой нужно, а с ними – нет. Но они же и Европу давят! И не дают ей с нами нормально сотрудничать.