Торговым центрам понадобится разнообразие

СПб. Рынок торговых центров в Петербурге будет активно развиваться еще 3-4 года. С ростом конкуренции управляющим придется задуматься о концептуальных идеях для новых объектов.

В 2007-2008 гг. на рынке коммерческих торговых площадей города ожидается дальнейший рост предложения и ввода новых масштабных проектов торговых центров.
В коридоры
Девелоперы предпочитают строиться в уже сформированных торговых зонах.
По данным Bureau of Market Research & Consulting, наиболее насыщены качественными торговыми площадями Приморский и Адмиралтейский районы. В них на тысячу жителей приходится более 1000 м2 площадей в торговых центрах (в среднем по Петербургу - около 300). В Приморском районе это объясняется наличием больших новых и строящихся жилых массивов и соответственно высоким уровнем платежеспособности проживающего в нем населения. В Адмиралтейском районе интерес девелоперов к размещению торговых объектов объясняется высоким транзитным потоком и наличием сформированных торговых зон (прежде всего зона у Сенной пл.).
На сегодняшний день заполняемость большинства действующих торговых комплексов остается на уровне 95-98%. До уровня заполняемости в 100% они не дотягивают лишь по причине ротации части арендаторов.
В 2007?г., в соответствии с заявленными сроками строительства, объем ввода прогнозируется на уровне 750-800 тыс. м2 торговых площадей. Однако в последний год торговые центры сдавались в эксплуатацию с некоторой задержкой, поэтому действительный объем ввода, по оценкам "Бекар. Консалтинг", может составить примерно 580-680 тыс. м2. Общий объем предложения на рынке торговых площадей к концу 2007 г. оценивается примерно в 2,68 млн м2.
Разнообразия нет
Пока что торговые центры строятся по одному и тому же образцу. Якорные арендаторы арендуют целый - чаще всего первый - этаж, площадь занятых ими помещений порой достигает 10 тыс. м2. Помещения выше второго этажа разбиваются на магазины площадью от 50 до 300 м2. На верхних этажах располагается фуд-корт и развлекательная составляющая комплекса. Развлечения чаще всего представлены типовым набором - кинотеатр, боулинг, игровые автоматы.
Уровень арендных ставок зависит в первую очередь от местоположения торгового центра и формата арендатора.
Большинство управляющих называют дополнительные факторы, влияющие на уровень арендных ставок: функция арендатора (торговля, общепит, развлечения), значимость арендатора для комплекса (якорная функция), площадь магазина, этаж, приближенность к входу в ТК/лестнице/эскалатору.
Специалисты считают, что уже вскоре девелоперам придется пересмотреть свое отношение к строительству и озаботиться поиском новых концепций для создания торговых центров. Это может произойти буквально в ближайшие год-два, когда на рынок выйдут крупные объекты-"стотысячники" и конкуренция заметно возрастет.
Диапазон арендных ставок в торговых центрах Петербурга
Статистическую информацию к статье, графики и таблицы Вы можете найти в PDF-версии газеты
Источник: "Бекар. Консалтинг"