00:0019 марта 200700:00
11просмотров
00:0019 марта 2007
СПб. Любые меры, направленные на ослабление влияния сетей, будут положительными, считают поставщики пищевой продукции.
"Сети, пользуясь своим монополистическим положением, попросту
выкручивают руки поставщикам", - говорит президент ассоциации "Северо-Западный
альянс участников алкогольного бизнеса "АЛБИ" Игорь Попов. Альянс уже обращался
с письмом в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли,
чтобы город попытался повлиять на сети. "Когда в конце прошлого года губернатор
проводила совещание с представителями пищевой продукции, на политику торговых
сетей жаловались все, - рассказал Игорь Попов. - Однако представители управления
ФАС по Петербургу говорили, что ничего не могут
поделать".
"Монополистическое" положение сетей бьет не только по
поставщикам, но и по производителям, уверен вице-президент Российского зернового
союза Андрей Славутин: "В договорах сетей прописаны длительные задержки
платежей. То есть фактически поставщик вынужден кредитовать торговую сеть, а
поставщика в свою очередь вынужден кредитовать производитель. Это приводит к
дефициту оборотных средств и не лучшим образом сказывается на
производстве".
Сейчас торговые сети фактически продают не товар, а
торговые места, считает Андрей Славутин: "Ведь по существующим сегодня договорам
за воровство продукции, за уровень продаж расплачивается
поставщик".
Эксперты уверены, что снижение порога доминирования едва ли
поможет исправить ситуацию: во-первых, только немногие торговые сети даже на
региональных рынках "дотягивают" до 5%, во-вторых, у сетевиков остается
возможность создавать дочерние предприятия и таким образом дробить свою
долю.
"Скорее всего, борьба между ФАС и крупными торговыми сетями на
потребителях не отразится, - считает Михаил Овчаров, заместитель председателя
Общества защиты прав потребителей Петербурга. - Что касается монополизации
рынка, то она может лишить покупателя права выбора, и в этом смысле это
негативное явление".
Сети безмолвствуют
ФАС уже не первый раз
проверяет крупные торговые сети - в начале ноября управление по Петербургу после
ряда жалоб производителей сельхозпродукции проводило очередную проверку.
Сельхозпроизводители заявляли о том, что сетевики заключают договоры о поставках
продукции на дискриминационных условиях, - и анализ, проведенный УФАС,
подтвердил правомерность их жалоб. Вопросы дискриминации поставщиков
неоднократно поднимались и в правительстве города. Однако, по мнению участников
рынка, проблему это не решило.
В самих сетях отказываются комментировать
и проведенный анализ их договоров, и меры, предложенные антимонопольной службой.
Менеджер по связям с общественностью "Дикси" Дмитрий Власов, выслушав вопросы,
заявил: "Мы не хотим общаться на эту тему", - добавив, что никаких комментариев
торговая сеть не дает. То же самое повторили в приемной руководителя, а также
еще в нескольких торговых сетях.
На заметку
Примеры дискриминации
поставщиков в Петербурге, выявленной ФАС:
- Обязательство поставщика не
увеличивать цены, указанные в спецификации, до определенной даты.
-
Отсрочка платежей за реализованный товар до 45 дней, по сути представляющая
собой коммерческий кредит. При этом проценты за пользование кредитом не
начисляются.
- Изменение, расширение товарного запаса поставщика возможно
только за дополнительную плату.
- Предоставление поставщиком
дополнительного оборудования для выкладки своего товара или его оплата.
-
Обязательство поставщика по оплате услуг покупателя по обеспечению входа в сеть
магазинов ("Входной бонус").
- Высокий размер штрафных санкций за
несвоевременную и некачественную поставку товара, ошибки в отчетной
документации, ненадлежащие условия транспортировки (например, пени в размере
0,1% в день от неоплаченной суммы).
- Обязательство поставщика оплачивать
услуги торговой сети по замене товара поставщика, имеющего низкий уровень продаж
в магазинах.
- Обязательство поставщика оплачивать услуги покупателя по
размещению рекламы товара в СМИ, а также распространению информации о местах
проведения акций по снижению цен на товар поставщика.
Источник: ФАС РФ