Продавцы мешают производителям и поставщикам

СПб. Любые меры, направленные на ослабление влияния сетей, будут положительными, считают поставщики пищевой продукции.

"Сети, пользуясь своим монополистическим положением, попросту выкручивают руки поставщикам", - говорит президент ассоциации "Северо-Западный альянс участников алкогольного бизнеса "АЛБИ" Игорь Попов. Альянс уже обращался с письмом в Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли, чтобы город попытался повлиять на сети. "Когда в конце прошлого года губернатор проводила совещание с представителями пищевой продукции, на политику торговых сетей жаловались все, - рассказал Игорь Попов. - Однако представители управления ФАС по Петербургу говорили, что ничего не могут поделать".
"Монополистическое" положение сетей бьет не только по поставщикам, но и по производителям, уверен вице-президент Российского зернового союза Андрей Славутин: "В договорах сетей прописаны длительные задержки платежей. То есть фактически поставщик вынужден кредитовать торговую сеть, а поставщика в свою очередь вынужден кредитовать производитель. Это приводит к дефициту оборотных средств и не лучшим образом сказывается на производстве".
Сейчас торговые сети фактически продают не товар, а торговые места, считает Андрей Славутин: "Ведь по существующим сегодня договорам за воровство продукции, за уровень продаж расплачивается поставщик".
Эксперты уверены, что снижение порога доминирования едва ли поможет исправить ситуацию: во-первых, только немногие торговые сети даже на региональных рынках "дотягивают" до 5%, во-вторых, у сетевиков остается возможность создавать дочерние предприятия и таким образом дробить свою долю.
"Скорее всего, борьба между ФАС и крупными торговыми сетями на потребителях не отразится, - считает Михаил Овчаров, заместитель председателя Общества защиты прав потребителей Петербурга. - Что касается монополизации рынка, то она может лишить покупателя права выбора, и в этом смысле это негативное явление".
Сети безмолвствуют
ФАС уже не первый раз проверяет крупные торговые сети - в начале ноября управление по Петербургу после ряда жалоб производителей сельхозпродукции проводило очередную проверку. Сельхозпроизводители заявляли о том, что сетевики заключают договоры о поставках продукции на дискриминационных условиях, - и анализ, проведенный УФАС, подтвердил правомерность их жалоб. Вопросы дискриминации поставщиков неоднократно поднимались и в правительстве города. Однако, по мнению участников рынка, проблему это не решило.
В самих сетях отказываются комментировать и проведенный анализ их договоров, и меры, предложенные антимонопольной службой. Менеджер по связям с общественностью "Дикси" Дмитрий Власов, выслушав вопросы, заявил: "Мы не хотим общаться на эту тему", - добавив, что никаких комментариев торговая сеть не дает. То же самое повторили в приемной руководителя, а также еще в нескольких торговых сетях.
На заметку
Примеры дискриминации поставщиков в Петербурге, выявленной ФАС:
- Обязательство поставщика не увеличивать цены, указанные в спецификации, до определенной даты.
- Отсрочка платежей за реализованный товар до 45 дней, по сути представляющая собой коммерческий кредит. При этом проценты за пользование кредитом не начисляются.
- Изменение, расширение товарного запаса поставщика возможно только за дополнительную плату.
- Предоставление поставщиком дополнительного оборудования для выкладки своего товара или его оплата.
- Обязательство поставщика по оплате услуг покупателя по обеспечению входа в сеть магазинов ("Входной бонус").
- Высокий размер штрафных санкций за несвоевременную и некачественную поставку товара, ошибки в отчетной документации, ненадлежащие условия транспортировки (например, пени в размере 0,1% в день от неоплаченной суммы).
- Обязательство поставщика оплачивать услуги торговой сети по замене товара поставщика, имеющего низкий уровень продаж в магазинах.
- Обязательство поставщика оплачивать услуги покупателя по размещению рекламы товара в СМИ, а также распространению информации о местах проведения акций по снижению цен на товар поставщика.
Источник: ФАС РФ