Остатки здравого смысла

Коротенькое сообщение о вручении премий фонда имени Александра Солженицина провисело на лентах новостей всего ничего. Премия юбилейная, десятая и потому туды ее в качель с глаз долой и побыстрей – надо дать место новостям посерьезней.

<b>Где что горит, взорвалось и &#171;что опять с Тиной Канделаки?&raquo; -</b> таким мощным вопросом озадачивается, например, крупнейшая общенациональная газета. Действительно, что с Тиной-то? Мы как-то не прояснили это до конца, не уразумели крепко-накрепко. А кому там дали премии Солженицина – так это вообще какая-то катакомбная культура, изредка прорывающаяся на поверхность исключительно благодаря громкому имени Александра Исаевича. Проще говоря, он &#171;ньюсмейкер&raquo; - все новости, связанные с его именем, находят кое-какое отражение в СМИ. А так… Премии получили литературовед Сергей Бочаров, автор классической монографии о &#171;Войне и мире&raquo; и лингвист Андрей Зализняк, &#171;прозябавший в Сорбонне&raquo;, как тонко подметила одна газета (действительно, не в Куршавеле же -- у нас все главные новости оттуда).
<b>Сергей Бочаров получил премию </b>в том числе (это лишь часть формулировки) &#171;за отстаивание в научной среде понимания слова как ключевой человеческой ценности&raquo;, а Андрей Зализняк – &#171;за фундаментальные достижения в изучении русского языка, дешифровку древнерусских текстов; за филигранное лингвистическое исследование первоисточника русской поэзии &#171;Слова о о полку Игореве&raquo;..&raquo;.
<b>И что? И где здесь хоть словечко про Ксению Собчак </b>и Андрея Малахова? Нам, вскормленным Первым каналом, глубоко по ветру, что это блестящие ученые, что такие люди -- это национальная гордость страны, что их труды основополагающи по своей сути и прочая, прочая, прочая. Что каждый из отмеченных премией достоин отдельного телефильма – потому что им есть что сказать нации, а нации есть что услышать. Но всего этого не будет – даже на канале &#171;Культура&raquo;. Потому что там теперь Михаил Швыдкой раскручивает свое шоу, обсуждая такие фундаментальные темы как &#171;можно ли есть руками?&raquo; и, видимо, уже не за горами увлекательный диспут на тему &#171;можно ли портить воздух при дамах?&raquo;.
<b>Все-таки министром культуры работал человек</b>, пообтесался немного и вопросы теперь ставит серьезные. Что характерно, оппонентом журналиста Михаила Гусмана, утверждавшего, что руками есть неприлично и нельзя ни в коем случае (какой-то, прям, мамонт) выступал поэт, писатель и литературовед (фамилию, извините, забыл) утверждавший, что руками есть можно, потому что вот можно и все! Хочу. И вот этот самый поэт, писатель и литературовед незадолго до своего участия в этой остро интеллектуальной дискуссии получил главный приз в новой литературной премии &#171;Большая Книга&raquo; ( или Фига?) за многостраничный труд о Борисе Пастернаке.
<b>Причем призы измерялись во много раз большими суммами</b>, чем премия Солженицина (обоим лауреатам – по $25 000, а раньше было вдвое меньше). Вторую &#171;Книгу&raquo; получил ностальгический роман о фарцовщиках, написанный очень плохим русским языком, но зато с оригинальным названием &#171;Все будет хорошо&raquo;. И уж третью книгу, видимо для приличия, присудили швейцарскому интеллектуалу Михаилу Шишкину, впрочем, вполне модному в тусовке автору. И вот про все про это дело: про вручение, про Пастернака, про Радзинского, который &#171;благословил&raquo;, про то что &#171;вот наконец-то!..&raquo;, про то что серьезное бабло – за серьезные текста, что &#171;заждались уж мы этого как&raquo; -- все телеканалы, газеты и журналы трындели на все лады не одну неделю и недавно лишь насилу успокоились.
<b>Вложения отбиты, банку-спонсору – пиар</b>, авторам – туго спрессованные &#171;котлеты&raquo; зеленых. Ну чем не благодать? И вроде бы все культурно – не про Рублевку книга-то, про Пастернака! Ну да, хороший поэт. Хороший, бесспорно. Тот факт, что в истории русской поэзии XX века есть фигуры великие и трагические по-настоящему, и их много, а именно: Хлебников, Маяковский, Цветаева, Мандельштам, Заболоцкий, Ахматова – значения не имеет. Про кого хотел автор, про того и написал. Но вот только мы чего-то не очень хотим читать про человека, который на старости лет утром жил с одной женой, а вечером с другой – в уютном домике, где писал милые стихи (рукописи не так давно не нашли своего покупателя на аукционе).
<b>О втором ярком факте в биографии </b>Бориса Леонидовича подробно написано в воспоминаниях Надежды Яковлевны Мандельштам и останавливаться на нем подробно нет смысла. Ну, сдал дружка. В конце концов, мы ведь с вами тогда не жили, не разговаривали по телефону со Сталиным, не знаем, какие ощущения при этом возникают и судить, в отличие от Надежды Яковлевны, не имеем никакого права. Но только не хочу я про это семьсот-восемьсот страниц поросячьего восторга! И глубоко противна мне вся эта насквозь фальшивая радость обретения истинных ценностей в святых стенах ЦДЛ под восторженные стоны ликующей толпы.
<b>Потому что на ЭТОМ фоне</b> ученый, десятилетия подряд занятый расшифровкой древнерусских рукописей, выглядит не вполне психически здоровым. Но это обман, аберрация зрения, телевизионное фуфло, наконец. И почему-то мне кажется, что, кроме меня, еще кто-то об этом догадывается. И это явно не пара-тройка человек. Так что вполне закономерно, что человек, получивший &#171;престижнейшую&raquo; литературную премию спокойненько отправляется на передачу к добрейшему Михаилу Ефимовичу Швыдкому, где успешно проповедует звериный образ жизни, походя оскорбляя при этом великих русских писателей. Где уж здесь до &#171;понимания слова, как ключевой человеческой ценности&raquo;.
<b>Как говорится, были времена и похуже</b>, но не бывало подлей. Но историческую закономерность еще никто не отменял. И сколько не осыпай кого &#171;триумфами&raquo;, &#171;книгами&raquo; и &#171;орфеями&raquo;, а толку не будет. Не купишь нас на эту туфту. Ну, а Александру Исаевичу, супруге его и соратникам, как говорится, земной поклон – за подлинное подвижничество, духовный подвиг и за неуклонные напоминания о великом и вечном.