16:5512 марта 200716:55
2просмотров
16:5512 марта 2007
Сегодня экспертный совет по развитию конкуренции в сфере розничной торговли ФАС России вновь поднял старую наболевшую проблему поставщиков и розничных сетей. Первым не нравится платить за место на полке. Вторые говорят, что иначе быть не может.
<b>Дискриминационных условий</b> для поставщиков товаров в торговые сети Федеральная антимонопольная служба насчитала 27. Чтобы какой-либо товар попал на полку сетевого дискаунтера, супер или гипермаркета, нужно платить, например, за "входной билет" в магазин, рекламу и промоакции, убытки от воровства, открытие новых торговых точек сети. Также поставщикам нужно не забыть, что дополнительных денег стоят: каждая ассортиментная позиция, наиболее выгодное размещение товара в прикассовой зоне и гарантии маржинального дохода. Такую информацию накануне заседания озвучил СМИ начальник управления по защите конкуренции в социальной сфере и торговле ФАС Тимофей Нижегородцев.
<b>Зеленая, желтая и красная матрицы </b>существуют во всех торговых сетях. Товары с высокими продажами попадают в зеленую, со средними – в желтую, а в красную – с низкими. Но в последнее время участились случаи, когда сеть внезапно заносит товар в "красную" категорию и заставляет поставщика еще раз платить за "входной билет". Для поставщика торговые сети не делают даже никаких документальных подтверждений, что товар попал в разряд товаров с низкими продажами. Приходится еще раз платить – и ты снова в зеленой матрице, – рассказал dp.ru гендиректор ОАО "Агрика" (поставщик продуктов питания) Дмитрий Колокатов.
<b>"Любая водка</b> состоит из спирта и воды, а отличается в основном только брендом и упаковкой. Захотят ли люди покупать новую водку? Поставщик в этом уверен. Мы тогда говорим ему: "Даем тебе шанс, но это твой риск". Значит, нужно платить, так как у нас не выставка, а – магазин. Или, например, у нас есть семь видов апельсинового сока и продавать больше – нецелесообразно. То есть, новому поставщику мы должны сказать, что вынуждены либо кого-то одного из семерых убрать, либо решить вопрос в рамках открытого аукциона. А места на полках для всех физически не хватит. Размеры магазина, где можно было бы разместить все товары, должны быть около 140 тыс. кв. м. Мы такими магазинами не располагаем, да и вряд ли они будут востребованы покупателями", – заявил "Профилю" главный исполнительный директор Х5 Retail Group N.V. (управляет сетями "Пятерочка" и "Перекресток") Лев Хасис.
<b>Оплата "входных билетов"</b> достаточно распространена в мире. Но на Западе существуют взаимные обязательства, которые неукоснительно выполняются. У нас же ритейлеры зачастую уклоняются от выполнения равновесных обязательств перед поставщиками и от четких формулировок в договорах уходят. То есть "входной билет" имеет смысл только, когда сеть гарантирует подписание официального договора (на срок от 1 квартала и дольше), с четкими условиями продвижения товаров, – делится своим мнением с dp.ru Дмитрий Колокатов.
<b>Взаимные претензии </b>поставщиков и торговых сетей должны учесть не только эксперты ФАС, но и Минэкономразвития и торговли. Сейчас специалисты ведомства Грефа работают над проектом Закона "Об организации работы в розничной торговле". Там, в частности, предлагается запретить ритейлерам брать деньги с поставщиков за "вход в торговую сеть". Законопроект будет вывешен в ближайшее время для всеобщего обозрения на официальном сайте МЭРиТ, заверили dp.ru в пресс-службе ведомства.