Рынок живет по правилам бойцовского клуба

СПб. Онлайн-игры, представленные в Рунете, далеки от технологического совершенства. Однако это не мешает пользователям тратить на них свое время и деньги.

В Рунете на данный момент действуют 200-300 игр, из них реально посещаемыми являются 20-30. Специалисты считают это нормальным показателем для России. Остальные игры, скорее всего, не посещаются вообще, так как нуждаются в тщательной доработке.
Все онлайновые многопользовательские ролевые игры можно разделить на браузерные и клиентские. Браузерные играются из окна интернет-обозревателя. Для игры в клиентские необходимо скачивать или покупать клиент на диске. Клиентские игры, как правило, красочнее по графике и значительно дороже в производстве, поэтому реже бывают бесплатными.
Территория игры
Среди браузерных игр пользуются популярностью "Бойцовский Клуб" (БК) и его многочисленные клоны. "Клонами я называю игры, которые используют другой антураж, но система боя и общения в которых идентична БК. Среди клонов - "Территория", "Арена", Wizard World, Apeha. Их популярность связана с тем, что в относительно простом дизайне игры заложены ключевые факторы популярности - быстрое и удобное общение в виде чата и выяснение отношений тут же, не отходя от кассы. Кроме того, игра давала возможность людям с лидерскими склонностями проявить себя и стать "вожаками". Все это - достаточно популярная социальная модель. В реальной жизни она называется "тусовка", или, у специалистов, "3-й социальный круг", - говорит Сергей Житинский, генеральный директор ООО "Моболэнд".
Деньги в подарок
Фактически БК вырастил целое поколение интернет-игроков, которые сильно зависят от игры и готовы платить деньги за приобретение виртуальных аксессуаров к ней. У создателей онлайн-игр есть два проверенных способа заработка. Первый - подписка на игру. Оправдана только в случае действительно большой и красивой игры, такой, как World of Warcraft, Lineage или Everquest. Этой моделью пользуются обычно клиентские игры. Большинство таких игр западные, в России сейчас развивается клиентская игра "Сфера". Второй способ заработка - торговля виртуальными предметами в условно-бесплатных играх - оружием, доспехами, лекарствами - как наиболее востребованными.
"Торговать виртуальными предметами и достижениями может как создатель игры, так и сам игрок. Опытные геймеры уже давно перепродают доступ на пройденный уровень новичкам за реальные деньги", - говорит Джеймс Майкл Бреннан, студент американского частного университета College of the Holy Cross. Еще один возможный способ заработка - продакт плейсмент. Правда, Сергей Житинский считает, что размещение рекламы может принести лишь доли процентов от общей прибыли. Использовать продакт плейсмент пробовала онлайн-игра "Территория".
"Последние исследования говорят о высокой эффективности внутриигровой рекламы. Она привычна игроку, хорошо воспринимается", - говорит Сергей Чмель, управляющий проектом virtown.ru.
Прогнозы
- Мировой рынок многопользовательских онлайн-игр к 2008 г. вырастет до $4 млрд.
- Сегодня в игровом онлайн-мире ежедневно совершается операций на $500 тыс., и цифра растет на 10-15% в месяц.
Источник: компания Themis Group