Итоги года: телеком «перегрелся», провайдеры пошли в народ

Уходящий год стал переломным для отрасли связи и IT-технологий. «Перегрев» сотового рынка и введение принципа «платит звонящий», отток провайдеров из Москвы в регионы и старт программы «Компьютер – в каждый дом» –вот чем запомнится 2006 год.

<b>Осенью сотовые компании</b> совместными усилиями взяли психологически важный барьер. Проникновение мобильной связи в России превысило 100-процентную отметку, а к декабрю этот показатель добрался уже до 105%.
<b>Среднестатистический россиянин</b> теперь носит в кармане или сумочке мобильник. А в Москве каждый второй гражданин владеет сразу двумя &#171;трубами&raquo;. Это означает, что борьба сотовых операторов перемещается в иную плоскость.
<b>Каждый абонент</b>, согласно финансовым отчетам компаний за 9 месяцев 2006 года, ежемесячно оставляет $11,5 &laquo;Мегафону&raquo;, $8,7 &laquo;Билайну&raquo; и $8,6 МТС. И все члены &laquo;большой тройки&raquo; дружно заявили, что отныне станут сражаться не столько за количество абонентов, сколько за их &laquo;качество&raquo;, то есть доходность.
<b>&laquo;Сращивание&raquo; мобильных и фиксированных сетей </b>– один из вариантов дополнительного заработка для компаний. В конце года они почти одновременно заговорили о грядущей конвергенции связи. <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/33799" target=_blank>МТС</a> получила &laquo;стационарную&raquo; лицензию в Москве, <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/42213" target=_blank>&laquo;Мегафон&raquo;</a> - на северо-западе России. А <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/50775" target=_blank>&laquo;Билайн&raquo;</a> купил фиксированного оператора в Армении и не исключил &laquo;как вариант стратегического развития покупки других фиксированных активов&raquo;.
<b>МТС с родственной МГТС</b> в последних числах декабря к тому же <a href="http://dp.ru/msk/news/communication/2006/12/27/111733/">запустили</a> в столице программу &laquo;Мобильный домашний&raquo;. Теперь многие москвичи получат сотовый номер, идентичный домашнему, и за сущие копейки смогут переадресовывать звонки с домашнего телефона на &laquo;трубу&raquo;.
<b>Не так страшен черт</b>, как его малюют – эта поговорка точно отражает ситуацию, сложившуюся после введения с 1 июля принципа &laquo;платит звонящий&raquo;. Сначала операторы долго пугали россиян картинами своего грядущего разорения (либо заоблачного повышения тарифов). Однако, <a href="http://dp.ru/msk/news/communication/2006/12/01/109445">подсчитав</a> доходы за III квартал, они приятно удивились.
<b>Повысив стоимость интерконнекта</b> (трафик, поступающий из чужих сетей), МТС за три месяца заработала на нем $120 млн, &laquo;Вымпелком&raquo; - $161 млн. &laquo;Мегафон&raquo; и вовсе утверждает, что теперь он получает от интерконнекта 10% своих доходов.
<b>Гражданам принцип &laquo;платит входящий&raquo;</b> тоже понравился - 71% россиян оценивает его положительно, согласно ноябрьскому опросу <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/79970" target=_blank>ВЦИОМ</a>.
<b>Конкурс на строительство сетей 3G</b>, объявленный 25 декабря, направит активность сотовиков в новое русло. Мало кто сомневается: лицензии получит именно &laquo;большая тройка&raquo;, которая постарается извлечь из этого максимальную прибыль
<b>Интернет-провайдерам</b> в 2006 году тоже пришлось задуматься. IT-рынок, конечно, вырос на 17,3% и составил 361,5 млрд руб., но вот &laquo;интернет-географию&raquo; к концу года пришлось пересматривать. Москва и Питер от обилия предложений &laquo;перегрелись&raquo;, и крупные игроки устремили свои взгляды в провинцию.
<b>Первыми из провайдеров</b> за МКАД отправились <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/00482" target=_blank>&laquo;Корбина Телеком&raquo;</a> и &laquo;Стрим-ТВ&raquo;. <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/21727" target=_blank>АФК &laquo;Система&raquo;</a> просто скупила региональные компании кабельного ТВ, объединила их под маркой &laquo;Стрим-ТВ&raquo; и получила лицензии на широкополосный доступ. Теперь в 25 российских городах появится не только IP-телевидение с &laquo;яичным&raquo; брендом, но и одноименный ADSL-интернет. &laquo;Корбина&raquo; же практически закончила окучивать Москву, подключив по оптоволокну 20 тыс. домов на скорости 1 Гбит/с. Теперь компания хочет строить сети в 12 российских городах.
<b>Наличие домашнего Интернета</b> при отсутствии персонального компьютера имеет мало смысла. А с компьютеризацией в российской глубинке, прямо скажем, не очень. В небольших городах и селах только 5 семей из сотни владеют личным ПК (в среднем по стране компьютеризированы 11 семей из 100, а в Москве – 40 из 100). Исправить положение призвана программа, разработанная <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/60128" target=_blank>Мининформсвязи</a>.
<b>Программа &laquo;Компьютер – в каждый дом&raquo;</b> стала, пожалуй, самым амбициозным проектом министерства в 2006 году. Уже в следующем году компьютеры можно будет выписывать по почте по цене на 10% ниже рыночной. Конкурсы среди поставщиков оборудования для программы и регионов, претендующих на ее пилотную обкатку, уже стартовали. Осталось дождаться их окончания и посмотреть, что из всего этого получится. <br>