Быть свидетелем традиций

Как его отмечали скандинавы

СПб. На поиски экзотического Нового года не обязательно ехать за тысячу верст вперед, можно отправиться на тысячу лет назад.
"Жизнь в деревне и сейчас борьба за выживание, а в Средние века была таковой и подавно, - ярл Свен Эклунд обгладывает копченое свиное ребро. Весь год делился на две части - теплую, когда старались сделать побольше запасов, и холодную, когда эти запасы по крохам подъедали. И в разгар этого страшного времени был праздник зимнего Солнцеворота, у скандинавов он назывался Йоль, у славян - Карачун. Это ночь, в которую зима набирает наибольшую силу, которую нужно перетерпеть, переждать, чтобы дождаться нового лета".
Свен, он же Алексей Дудин, знает, о чем говорит. Полтора года назад он с товарищами начал строить под Выборгом модель усадьбы эпохи раннего Средневековья. Моделирование идет всерьез, включая зимовку в бревенчатых избушках без электричества и парового отопления. Когда в морозы иней выступает на внутренней стороне стен, древние верования начинаешь чувствовать тоньше.
"К примеру, почему у скандинавов священным животным был кабан? Да потому что на севере без жиров не проживешь, замерзнешь. И даже жирные руки обмазывали об углы домов, о воротные столбы, о стены - чтобы вся усадьба была "сытой" и не боялась холодов". Свен вытирает пальцы о столб галереи. Промерзшие туристы завидуют ему - на них модные спортивные куртки. От холода они все равно не спасают, но испачкать их страшно. Поэтому туристы едят аккуратненько свинину и сочиво - древнее блюдо из целых зерен.
Когда-то оно символизировало изобилие (потому что зерен так много, что трудно сосчитать), а потом стало просто символом Рождества и даже дало название сочельнику.
Сегодня у туристов был трудный день, хотя для наших предков он бы выглядел как праздник (т. е. праздный - бездельный). С утра Свен погнал всех мужчин в лес за дровами для костра, заставил рубить прорубь, украшать дома лапником. Женщины готовили маски для скоморошин, пекли обрядовую еду: козюльки, клубцы, баранки, овсяный хлеб. Позади добывание "живого огня" с помощью трения, закатывание в гору колеса - символа Солнца, сжигание Бадняка - рождественского полена, вместе с которым сгорают все беды, горести и напасти. После этого - время вечернего пира.
В зимний праздник главные события происходили под крышей родного дома. Свет и тепло домашнего очага защищали только своих, поэтому старались в дом никого из посторонних не пускать. Даже много столетий спустя колядующим подавали подарки через окно или на крыльце. Добрым богом зимнего праздника был Коляда - божественный, золотой младенец. Его "искали" с песнями и играми, а найдя - поклонялись.
Традиция колядок осталась практически неизменной - чуть ли не одна из всех языческих праздничных обрядов. И во многих деревнях жива и по сей день.
C 20 декабря средневековое Рождество празднуется в усадьбе "Свенгард" под Выборгом.