Убытки от бесплатных входящих обернулись прибылью

Операторы "большой тройки" переусердствовали с компенсацией "убытков от введения бесплатных входящих". Подняв цены, они заработали гораздо больше, чем в прошлом квартале – это видно из опубликованной ими финансовой статистики.

<b>У МТС и "Билайна"</b>, согласно данным финансовых отчетов, дела после 1 июля, когда был внедрен принцип "все входящие бесплатно", идут очень хорошо.
<b>Выручка</b> <b>у обоих</b> по сравнению с вторым кварталом выросла более чем на 20%, а ARPU (ежемесячная выручка с абонента) – до $8,6 против $7,4 у "Билайна" и $7,5 у МТС. Это означает, что ежемесячные расходы среднего абонента на сотовую связь увеличились больше чем на $1, или на 16%.
<b>Рост</b><b> выручки</b> можно было бы объяснить увеличением объема потребления услуг, однако отвечающий за это показатель MOU (ежемесячный объем трафика на абонента) вырос только на 5% у МТС и на 6,3% у "Билайна". То есть доход увеличился непропорционально потреблению услуг, а значит, все дело в том, что связь на самом деле подорожала.
<b>Операторы этого и не скрывают </b>– введенные в преддверии 1 июля новые тарифные планы оказались по всем параметрам дороже предшествующих, а на старых операторы установили так называемую "плату за соединение", которую в дальнейшем переименовали в увеличение стоимости первой минуты. Также был значительно увеличен тариф на межоператорские соединения, что вынудило и другие компании поднять цены – например, "Скай Линк" из-за этого, по словам начальника по связям с общественностью петербургского филиала Кирилла Волошина, отменил "мобильную безлимитку".
<b>С</b><b>ами компании</b> неоднократно заявляли в СМИ о том, что принятые ими непопулярные меры призваны лишь компенсировать ожидаемые убытки от введения бесплатных входящих, при этом затраты людей на сотовую связь не только не увеличатся, но и уменьшатся. Сейчас в "Билайне" полагают, что "принцип "платит звонящий" оказал стимулирующее воздействие на установление более здоровой и экономически обоснованной модели поведения всех участников рынка". В МТС рост выручки объясняют также введением в конце июня 2006 года фиксированного курса доллара – он составляет 28,7 рубля у всех операторов, что примерно на 7% выше курса ЦБ РФ.
"<b>После введения CPP </b>(принципа "платит звонящий"<i> – ред.</i>) российские сотовики де-факто повысили тарифы на свои услуги, мотивируя это стремлением компенсировать сокращение дохода. Любопытно, что потребителей, похоже, не заботит тот факт, что они стали платить больше – причем операторам как мобильной, так и фиксированной связи. Если верить ВЦИОМу, больше 70% россиян положительно отнеслись к введению принципа "платит звонящий", – говорит директор аналитического агентства "Рустелеком" Юрий Брюквин.
<b>Аналогичных показателей </b>аналитики ожидают и от "МегаФона", однако акции оператора на бирже не котируются, поэтому публиковать финансовый отчет за третий квартал он не спешит. <br>В компании подтверждают, что ситуация аналогичная, но связывают рост выручки не с тем, что операторы "перестарались" в плане компенсации убытков, а с тем, что в третьем квартале выручка каждый год традиционно повышается за счет роуминга. Это говорят и в МТС, однако, по мнению экспертов, доля роуминга в общей выручке составляет менее процента. Кроме того, по сравнению с третьим кварталом прошлого года MOU и ARPU также увеличились непропорционально.