В ВТО без авто

Иномарки с каждым годом наращивают свое присутствие на российском рынке, и отечественные производители всеми способами стараются удержать свое место под солнцем. Вступление России в ВТО, предсказывают эксперты, может обречь их усилия на крах.

<b>В середине ноября</b> российским дипломатам все-таки удалось договориться с США о вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию (ВТО). Взамен на согласие Вашингтона, добиться которого Москва не могла 12 лет, Россия обязалась строго следить за исполнением и защитой авторских прав, а также снизить ввозные денежные сборы на многие товары, в том числе на автомобили. Согласно этой договоренности, Россия снизит пошлины на ввоз иностранных автомобилей с нынешних 25% до 15%. Происходить снижение будет постепенно - семь лет с момента вступления в ВТО. Это значит, что новые иномарки через несколько лет смогут подешеветь настолько, что окажутся прямыми конкурентами продукции российского автопрома. Сомнение у большинства экспертов вызывает то, что российский автопром эту конкуренцию выдержит.
<b>Объемы продаж автомобилей</b> иностранного производства только за последние 9 месяцев выросли на 58% (по оценке Ассоциации европейского бизнеса). Тем временем машины российского производства продолжают сдавать позиции. В прошлом году их продажи упали на 5%, а по итогам этого года, как ожидают эксперты, они снизятся еще на 3-6%. Причины, по мнению специалистов, следует искать в цене, которая раньше была основным конкурентным преимуществом наших моделей. Сегодня же их стоимость поднялась настолько, что почти сравнялась с ценами наиболее доступных корейских или китайских моделей.
<b>Российские чиновники существенно &#171;продешевили&raquo;</b> на переговорах с США о вступлении в ВТО, и окончательная ставка ввозной пошлины могла быть выше, считает исполнительный директор Объединения автопроизводителей России (ОАР) Игорь Коровкин. &laquo;Все это грозит большими неприятностями российскому автопрому&raquo;, - предостерегает он.
<b>&laquo;Выжить способны</b> лишь те, кто сможет массово внедрить новые технологии и привести производство к мировым стандартам. Но боюсь, что время для этого уже упущено, и что самое неприятное - производители до сих пор не понимают всей серьезности ситуации, - рассказал председатель Движения автомобилистов России, депутат Госдумы Виктор Похмелкин. - Все последние годы автомобильные олигархи занимались исключительно лоббированием и установкой новых пошлин, начисто позабыв о каком-то развитии. Ничего нового с точки зрения качества не появилось&raquo;.
<b>Трудности ожидают не только отечественного производителя</b>, но и иностранцев, работающих у нас в режиме промышленной сборки. Вдобавок к уже работающим конвейерам Ford и Renault в этом году о желании работать в России заявили сразу несколько крупных концернов: Volkswagen, Nissan, Toyota и General Motors. Как уверяют наши чиновники, стоить собранные в России машины будут заметно дешевле своих европейских собратьев. Так, на запуске строительства завода Volkswagen глава МЭРТ Герман Греф заявил, что локализация производства позволит снизить стоимость иномарок на 20%.
<b>Иностранные концерны</b> действительно прилично экономят, открывая сборочные производства в России. По подсчетам экспертов - до 30%. Это происходит благодаря дешевой рабочей силе, поддержке государства и льготным пошлинам на автокомпоненты.
<b>Приравнивать экономию производителя</b> к экономии покупателя эксперты не советуют. Как правило, говорят они, после наладки сборки иномарок в России отпускные цены на них снижаются чисто символически, а экономия работает на повышение прибыли производителя. Некоторые автоконцерны этого и не скрывают. Как рассказала пресс-секретарь представительства General Motors в России Ирина Калашникова, снижать цены на машины, произведенные в РФ, там не собираются. &laquo;Цены вполне реальные, и причин для их снижения мы не видим&raquo;, – пояснила она.
<b>Снижение пошлин</b> через семь лет, по мнению экспертов, сделает сборочное производство менее рентабельным. &laquo;Сейчас при уровне пошлины в 25% иностранцам выгодно размещать производство в России, однако при 15% проще будет ввозить уже готовый автомобиль&raquo;, - отмечает Игорь Коровкин.
<b>Будущее представленных в России автопроизводителей</b> – как отечественных, так и зарубежных – будет зависеть не только от вступления страны в ВТО и его условий, считает аналитик ИК &laquo;Финам&raquo; Наталья Кочешкова. По ее мнению, успех здесь будет определяться тем, как компании смогут отреагировать на ужесточающуюся конкуренцию. При этом эксперт признает, что труднее всего в этой борьбе придется отечественным заводами.