14:3714 ноября 200614:37
12просмотров
14:3714 ноября 2006
В 1994 году Максим Мошков создал для собственного пользования онлайн-библиотеку lib.ru. Сегодня он рассказал dp.ru, какие проекты планирует развивать, почему на его сайте мало коммерческой рекламы и как часто ему предлагали продать библиотеку.
<b>DP.RU:</b> Сейчас в рунете вовсю идет борьба с пиратством, в основном это касается музыкальных файлов. Отобразилась ли эта борьба как-то на вашей деятельности и lib.ru?
<b>М. М.:</b> Нет. Битва за mp3, действительно приносящие прибыль, – она для тех, кто хочет косить на этом большие деньги.
У "Либ.ру" есть собственный музыкальный подпроект – "Музыкальный хостинг" (http://music.lib.ru), но он бесплатный, музыку на нем размещают только сами авторы. Поэтому получился не очень посещаемый, но устойчивый и развивающийся сайт, не имеющий проблем с копирайтами. Так что битвы пролетают где-то над головой.
<b>DP.RU:</b> В 2005 году <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/33875">Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать)</a> выделило на развитие lib.ru грант в размере миллиона рублей. Если не секрет, на что пошли эти деньги, ведь в одном из интервью вы заявляли, что содержание библиотеки обходится в $250 в месяц?
<b>М. М.:</b> Основные средства ушли на разработку сайта "Либ.ру/Русская классика" (http://az.lib.ru) – программирование движка, оцифровка текстов специально для этого проекта – не очень дешевое удовольствие. Ну и техники удалось купить – на апгрейд серверов библиотеки, и на хардверное снаряжение для сканировщиков, участвующих в оцифровке классики.
<b>DP.RU:</b> Пробовали ли вы сотрудничать с книготорговыми сетями?
<b>М. М.:</b> Я не против, но сети не проявляют особого энтузиазма, поэтому сотрудничество идет, но ни шатко, ни валко.
<b>DP.RU:</b> У вашего сайта хорошая посещаемость, но на нем практически нет коммерческой рекламы. Почему?
<b>М. М.:</b> Чтобы набрать много рекламы, надо этим специализированно заниматься. Это увлекательно, но хлопотно и отнимает много времени. Возможно, если бы я не работал, то смог бы осилить и это направление, но пока работа отнимает все время, остающееся от управления библиотекой – не до коммерции.
<b>DP.RU:</b> Предлагали ли вам продать lib.ru?
<b>М. М.:</b> В 2000 году – 3 раза. Но интернет-бум кончился, с тех пор больше не предлагают.
<b>DP.RU: </b>Сейчас популярностью пользуются аудиокниги. Планируете ли вы их размещать на lib.ru?
<b>М. М.:</b> Основное направление развития – авторская самопубликация. Пока я не наблюдаю особого стремления авторов готовить свои аудиокниги – поэтому пока направление не развиваю. Буду этим заниматься всерьез, если увижу, что авторам это нужно.
<b>DP.RU:</b> Какое будущее ожидает lib.ru?
<b>М. М.:</b> На базе библиотеки строю целое семейство серверов самопубликации. Сейчас действуют литературные (http://lit.lib.ru, http://fan.lib.ru , http://zhurnal.lib.ru), туристический (http://turizm.lib.ru), впечатления о загранице (http://world.lib.ru), военной мемуаристики (http://artofwar.ru), для художников (http://artlib.ru), для музыкантов (http://music.lib.ru). Они растут, развиваются, имеют суммарную аудиторию чуть больше 1 млн человек в месяц. К ним я буду пристраивать дополнительные серверы – по ходу дела соображу, что еще может представлять интерес.
<b>DP.RU: </b>Сколько человек помогают вам поддерживать lib.ru?
<b>М. М.:</b> – три человека очень активно, десятки – вполне регулярно, тысячи – хотя бы изредка.
<b>DP.RU:</b> Как часто вы сами читаете книги (электронные/бумажные)?
<b>М. М.:</b> Читаю книги в основном по дороге на работу и обратно. В среднем – книжек пять-десять в месяц удается прочитать. Естественно, в электронной форме.