Самолет будущего - «без шума и пыли»

Группа инженеров из Великобритании и США разработала проект бесшумного пассажирского авиалайнера. В будущем распространение предложенных ими технологий позволит размещать аэропорты ближе к городам и застраивать жильем прилегающие к аэропортам зоны.

<b>Разработку</b> перспективного воздушного судна ведут инженеры Кембриджского университета совместно со специалистами Массачусетского технологического института. Самолет, получивший обозначение SAX-40, в полете будет практически бесшумным, а его расход топлива и, следовательно, выбросы в атмосферу будут на треть ниже, чем у других современных самолетов.
<b>Исследователи</b> ведут свою работу совместно с ключевыми компаниями отрасли. Их главная цель - добиться от самолета уровня шума, сравнимого с обычным звуковым фоном в городе. В перспективе, когда разработанные учеными технологии найдут применение на практике, бесшумные самолеты позволят строить новые аэропорты, не причиняя неудобств местным жителям. Создаваемый авиатранспортом шум является одним из ключевых параметров, на который обращают внимание при строительстве или расширении аэропортов. Если самолеты будут тихими, люди перестанут возражать против соседства с аэропортами.
<b>Повышение экономичности</b> самолетов позволит снизить зависимость рынка авиаперевозок от ситуации на нефтяном рынке, ведь сейчас цены на топливо – это основной фактор, определяющий экономику авиакомпаний.
<b>Значительных изменений</b> в конструкцию воздушных судов не вносилось со времен полетов первых реактивных пассажирских самолетов в 50-х годах 20-го века. Можно сказать, что основной воздушный парк остается на том же технологическом уровне, что и полвека назад. По словам профессора Энн Даулинг, руководящего разработкой тихого самолета, на примере концептуальной модели инженеры пытаются показать, каких успехов можно добиться, если параметру шумности уделить достаточно внимания.
<b>Для кардинального снижения шума</b> необходимо пересматривать всю форму и компоновку традиционного авиалайнера, говорит Даулинг. Простого прогресса в двигателестроении и внедрения новых материалов будет недостаточно.
<b>Планер перспективного воздушного судна</b> будет построен по принципу так называемого летающего крыла без хвостового оперения. По форме лайнер будет напоминать летучую мышь. Двигатели предполагается устанавливать не на нижнюю, а на верхнюю часть самолета. Это позволит снизить распространение шума в направлении земли, поскольку отраженные от фюзеляжа воздушные волны будут уходить в атмосферу. Как признают ученые, практическая модель такого самолета вряд ли появится раньше чем через 15-30 лет.