«Мутный» российский бизнес не становится прозрачней

Российские компании по-прежнему стремятся к закрытости и стараются не привлекать лишнего внимания. За 2006 год бизнес в нашей стране не стал прозрачней, а организации, идущие на раскрытие своей информации, рассекречивают только необходимый минимум.

<b>Прогресс</b> <b>в раскрытии </b>российским бизнесом информации о своем устройстве практически отсутствует. Российские компании, опасаясь проблем с государством, по-прежнему стараются не привлекать к себе лишнего внимания. Такой вывод содержится в представленном в среду ежегодном отчете международного рейтингового агентства Standard &amp; Poor's.
<b>Прозрачность российского бизнеса </b>в исследовании S&amp;P характеризуется индексом транспарентности, представляющим собой средний балл по 50 изученным компаниям. В этом году он составил примерно 53% против 50% в 2005 году. Исследование проводилось только на основе информации, доступной из публичных источников, и, с учетом поправок на изменение методологии, повышение составило всего 0,9%.
<b>Общая тенденция</b> в сфере информационной прозрачности в России, согласно итогам исследования, даже несмотря на то что данные свидетельствуют о некотором улучшении положения, близка к стагнации.
<b>В исследовании особо </b>отмечается, что многие компании при раскрытии информации о своей деятельности придерживались принципа необходимого минимума. То есть делились информацией ровно до того момента, когда выходили на уровень открытости, необходимый для удовлетворения требований регулирующих органов и приемлемый для международных инвесторов. Ориентация на информационные потребности иностранных инвесторов, как отмечают аналитики S&amp;P, свойственна в основном компаниям, которые провели или собираются проводить первичное размещение акций (IPO).
<b>Наиболее прозрачным </b>сектором российского бизнеса признаны телекоммуникации, наименее прозрачным - машиностроение. Лучше всего компании раскрывают информацию о своей операционной деятельности и меньше всего - о зарплатах директоров и представителей топ-менеджмента, отмечает агентство. Также слабо освещаются прогнозы развития компании, сведения о вознаграждении аудиторов и статистика по работе совета директоров. Помимо этого, международные эксперты отмечают недостаточный доступ к информации о структуре собственности российских компаний.
<b>В целом год от года </b>исследование информационной прозрачности российских компаний, которое проводит S&amp;P, показывает некоторое улучшение ситуации. Так, в 2005 году индекс транспарентности крупнейших российских компаний повысился до 50% по сравнению с 46% в 2004 году, 40% в 2003 году и 34% в 2002 году.<b> </b>
<b>Скрытность российских компаний </b>в ведении бизнеса аналитики объясняют их нежеланием создавать для себя дополнительные угрозы. &#171;В России существуют очень мощные политические риски, и зачастую полное открытие структуры управления и полное &laquo;отбеливание&raquo; всех денежных потоков, наоборот, создаст компании проблемы, увеличит налоговые выплаты и привлечет дополнительное внимание зачастую коррумпированных чиновников&raquo;, - говорит аналитик <a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/97813">ИК &laquo;Финам&raquo;</a> Семен Бирг.
<b>Одним из основных факторов</b>, сдерживающих российский бум IPO, называет недостаточную прозрачность бизнеса отечественных компаний директор департамента корпоративных финансов группы &laquo;<a href="http://whoiswho.dp.ru/cart/company/12888">Атон</a>&raquo; Халид Дианов.