Турфирмы заставят отвечать рублем

В России будет введен механизм финансовых гарантий туроператорской деятельности. Участники рынка понимают, что это сделано для защиты потребителя, но прогнозируют передел рынка.

Вчера Правительство РФ одобрило поправки к закону "Об основах туристской деятельности в РФ", разработанные Федеральным агентством по туризму (ФАТ) РФ.
Из-за отмены с 1 января 2007 года лицензирования туристической деятельности в действующий закон вводится понятие "финансовая гарантия" в размере 1 млн рублей для турфирм, действующих только на внутреннем рынке, и 10 млн рублей для компаний, работающих "на выезд".
Проект предусматривает два вида гарантий: страхование от ущерба, возникающего из-за неисполнения обязательств туроператора перед потребителями (размер страховки может составить 1–3% оборота фирмы), либо банковская гарантия. По данным ФАТ, эти суммы соразмерны со средневзвешенной стоимостью аренды чартерного авиарейса для обеспечения возврата тургруппы. Если это предложение будет принято Госдумой, туристы смогут наказать рублем недобросовестного оператора за испорченный отдых.
"Этот процесс необходим, чтобы привести в порядок наш рынок и защитить потребителя. Туристический бизнес связан с высокими рисками, финансовыми прежде всего, поэтому ответственность компании должна быть защищена, помимо своего капитала, депозитом или страховкой", – считает руководитель европейского департамента компании "Фирма Нева" Виталий Иванов.
"Только крупные компании в состоянии будут предоставить такие гарантии, – не согласен с ним генеральный директор группы компаний "АКТИС" Николай Слиозберг. – Это приведет к монополизации рынка туризма и, вероятнее всего, к сосредоточению его в Москве. В регионах очень немногие турфирмы способны быть операторами. В Петербурге из тысячи существующих сейчас турфирм может остаться не более десятка".
Российский союз туристической индустрии выступает против введения финансовых гарантий. "Мы настаивали на сохранении действующего порядка и продлении срока лицензирования хотя бы на год, чтобы за это время разработать механизм финансовых гарантий, понятный всем участникам рынка", – говорит вице-президент союза Сергей Корнеев.
Еще одна поправка предусматривает обязательное наличие у руководителя туристической компании профильного образования.
"Большой процент людей, работающих в туризме, имеет профильное образование. Но это молодые специалисты до 25 лет. Люди более старшего возраста не могли его получить – такой специальности раньше не существовало. Так как на руководящих должностях работают люди солидного возраста, у большинства директоров профильного образования нет. Такое требование просто неосуществимо или может привести к появлению номинальных директоров", – считает Николай Слиозберг.