15:2626 июля 200615:26
10просмотров
15:2626 июля 2006
С 16 по 21 июля мероприятия Всероссийского Интернет-МАРАФОНА прошли в Алтайском крае и республике Алтай в рамках проводимой в этом регионе XIII конференции представителей региональных научно-образовательных сетей RELARN-2006.
В этом году инициативу проведения конференции взял на себя Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова. Соорганизаторами конференции вместе с Ассоциацией РЕЛАРН выступили Министерство образования и науки РФ, РосНИИРОС, РОЦИТ, ГосНИИ ИТТ «Информика».
Организационную поддержку алтайскому этапу Интернет-МАРАФОНА, в котором приняли участие 112 человек, оказал ведущий российский регистратор доменов RU-CENTER.
Участники МАРАФОНА поднимались в горы, сплавлялись на рафтах по реке Катунь, забирались в самые удаленные таежные поселки, в том числе и для того, чтобы оценить состояние развития интернета в этом приграничном российском регионе. Оказалось, что местные жители уже давно освоили виртуальное пространство и имеют доступ к интернету не только из почтовых отделений, расположенных практически в каждом крупном селе, но и из дома, пока, правда, речь идет только о подключениях с использованием dial-up.
Представители школьного сектора ассоциации РЕЛАРН, принявшие участие в выездном заседании, состоявшемся в республиканском Министерстве образования и науки в Горно-Алтайске, обсудили с представителями органов государственной власти и алтайской интернет-общественности проблемы развития информационно-коммуникационных технологий на Алтае, вопросы освоения новых сетевых сервисов и педагогических инноваций.
Заместитель Министра образования и науки республики Алтай посетовал на трудности, возникающие с интернетизацией региона, виной которым - географические особенности региона. Во многих районах республики проложить оптоволоконный кабель просто физически невозможно, а на реализацию современных беспроводных технологий подключения к Сети не достаточно средств. В настоящее время в республике прорабатывается вопрос создания сети беспроводного доступа с использованием стандарта, максимально эффективного по соотношению цена-качество. Вместе с тем существующий уровень информатизации Республики Алтай довольно высок. Так, например, все 200 школ оборудованы компьютерными классами, 1 компьютер приходится на 16 учащихся. Около 80 учителей информатики недавно прошли обучение в институте повышения квалификации. К сожалению, до сих пор далеко не все школы подключены к интернету. Но решение этой задачи было названо одним их приоритетных направлений деятельности органов местной власти.
До конца 2007 года по планам Министерства образования и науки РФ все государственные и муниципальные общеобразовательные учреждения, включая школы-интернаты, детские дома и коррекционные учреждения, должны быть подключены к интернету. При этом они должны быть подключены методом широкополосного нелимитируемого доступа, т.е. с пропускной способностью не менее 128 килобит в секунду без ограничений по времени и трафику, что позволит осуществлять тяжелые виды сетевых сервисов, такие как проведение видеоконференций и передачу мультимедийного трафика.
На Алтае, с его огромной территорией, большой плотностью сельских населенных пунктов, аграрной спецификой и разнообразным природным рельефом, подключение школ к интернету рассматривают как средство преодоления разрыва между селом и промышленными городами, как инструмент предоставления равных прав жителям Алтайского края и Республики Алтай в получении образовательных услуг.
Участниками МАРАФОНА был определен ряд проблем, мешающих подключению образовательных учреждений к интернету: <br>• отсутствие соответствующих нормативных общефедеральных документов по данному направлению; <br>• непродуманность условий проведения федерального тендера на широкополосное подключение государственных и муниципальных образовательных учреждений; <br>• проведение тендера единым лотом на всю Россию, что может привести к отсутствию участников конкурса. <br>Например, в Алтайском крае отсутствует единый провайдер интернет-услуг, который смог бы реализовать поставленную задачу в полном объеме. Даже основной оператор связи в крае – «Алтайтелеком» имеет узлы, позволяющие осуществить высокоскоростное подключение только в 53 населенных пунктах края, правда, включая все города и большинство районных центров. Но при этом 16 райцентров пока не имеют такой услуги вообще, и для них не планируется ее появление в ближайшем будущем. В остальных населенных пунктах возможно лишь низкоскоростное модемное соединение. Да и то, если в школах имеются доступные телефонные линии. Не продумана схема дальнейшей поддержки работы общеобразовательных учреждений в интернете, что из-за больших эксплуатационных затрат, в частности, в Алтайском крае может привести к отключению школ от Сети в течение 2-3 месяцев после их подключения.
В свою очередь, участники конференции RELARN-2006 рассказали о реализации школьным сектором Ассоциации РЕЛАРН благотворительной программы компании Intel «Обучение для будущего» для школьных преподавателей. Программа осуществляется в 36 странах мира. В России программа проводится с 2002 года и уже получила признание широкой педагогической общественности. Программа считается лучшей по освоению педагогических технологий и ориентации на внедрение в учебный процесс ИКТ из существующих на сегодня.
По словам Елены Ястребцевой, кандидата педагогических наук, административного директора и научного руководителя программы «Обучение для будущего», сегодня в России почти 100 обучающих площадок – в 56-ти классических университетах и педагогических вузах, в более 30 ИПКРО и информационных центрах, а вместе с областными и городскими площадками, которые расположены непосредственно в школах, обучающих площадок более 600.
К июню 2006 года в России было обучено по программе более 260 тыс. слушателей. В ряде регионов России: Алтайском крае, Республике Карелия, Псковской и Новосибирской областях количество учителей, прошедших подготовку по программе «Обучение для будущего», приближается к 100%.
В июле 2005 года компания Intel заключила соглашение с Министерством образования и науки РФ о поддержке проведения обучения учителей по программе в течение 5 лет. Региональные власти считают программу одной из основных в своем регионе (городе) для проведения обучения учителей и финансируют большую часть программы. На сайте программы <a href="http://www.iteach.ru">www.iteach.ru</a> размещаются данные российских экспертов-социологов, позволяющие оценить эффективность качества обучения слушателей, реально оценить происходящие качественные и количественные изменения в ходе реализации программы в России.
В ходе проведения мероприятий Всероссийского Интернет-МАРАФОНА было объявлено о совместной инициативе регистратора доменов RU-CENTER и школьного сектора ассоциации РЕЛАРН об учреждении нового проекта, предусматривающего проведение конкурса на разработку курса лекций для учеников общеобразовательных школ и студентов педагогических вузов об адресации в интернете и системе доменных имен. Предполагается, что условия конкурса будут объявлены 1 сентября 2006 года.
Все об Интернет-МАРАФОНЕ: <a href="http://www.InternetMARAFON.ru">www.InternetMARAFON.ru</a>
<br>