00:0024 июля 200600:00
53просмотров
00:0024 июля 2006
Заставить потребителя купить ваш товар можно, устранив конкурентов
СПб. Появившаяся в городе реклама кисломолочного напитка "Сарьян" вызвала у
специалистов по брендингу недоумение и сомнения в эффективности демонстрируемого
креатива.
Еще полвека назад икона рекламистов Дэвид Огилви (David Ogilvy)
метко охарактеризовал ситуацию в рекламном мире сакраментальной фразой "власть в
сумасшедшем доме захватили сумасшедшие". Увы, клиническая картина с тех пор
изменилась весьма незначительно, а у ряда "творцов" душевные болезни, похоже,
только прогрессируют. Ряд "шедевров", которые можно увидеть на улицах нашего
города, даже человека далекого от рекламы подводят к мысли, что некоторая
реклама создается где-то за крепкими больничными
решетками.
Любовь-морковь
Недавно появившаяся на улицах и в метро
реклама кисломолочного напитка "Сарьян" навевает именно такие ассоциации. Редкий
человек в здравом уме придумает двустишия: "Я упруг, как баклажан! Пейте, люди,
тан "Сарьян"!" или "Дед Кирьян, ты что маньяк? Тан "Сарьян" не льют в коньяк".
Не будем обсуждать, чем руководствовались "творцы" этой рекламы, какой процент
целевой аудитории знает, кто такой Мартирос Сарьян, как и не будем завидовать
мастерству рекламистов, сумевших "впарить" клиенту ЭТО.
Попробуем понять,
насколько будет эффективна такая реклама. Не в смысле количества пародий и
спонтанной узнаваемости торговой марки, а в смысле влияния ее на продажи
продукта. Потребитель зачастую ведет себя абсолютно иррационально, его логику
сложно просчитать, и даже самая, мягко говоря, странная реклама иногда бывает
достаточно успешна. Тот ли это случай?
Если на рынок выводится продукт,
уникальный по своим характеристикам, соотношению цена - качество, или новинка,
аналогов которой не существовало, но потребность в которой велика, то вопрос о
рекламном креативе в принципе вторичен. Любая реклама, как-либо информирующая о
наличии этого товара или услуги, уже приведет к росту продаж. Но в данном случае
аналоги не просто существуют, но и ничем не отличаются от рекламируемого
продукта.
В рекламе не указывается, чем отличается тан "Сарьян" от других
танов и айранов. Можно смело предположить, что отличий скорее всего нет. Но это
полбеды. Не учтена даже ситуация потребления, отсутствует какое-либо
позиционирование марки. Такая реклама в лучшем случае может повлиять на уровень
реализации товарной категории в целом, подняв объем продаж и самого объекта
рекламы.
Но стоит ли расходовать такие средства для того, чтобы помочь
конкурентам? Не эффективнее было бы вложить деньги вместо наружной рекламы и
постеров в метро во вхождение в розничные сети, мерчандайзинг и промоакции в
местах продаж?
А был ли смысл?
Потребителю всегда нужен смысл в
покупке. Смысл, который заключается не в запоминаемости марки или слогана, не в
разгуле рекламного "креатива", а в выгодах, которые потребитель получит при
покупке продукта конкретной марки. Если же выгод нет и сам товар ничем не
отличается от аналогичных, то тогда нужно лишить потребителя возможности
выбирать, физически устранив конкурентов с полок и встав на их место. Есть еще
вариант с переводом продукта в премиальный сегмент, но эта задача не решается
подобными креативными потугами, а требует серьезной маркетинговой
работы.
Виктор Тамберг, Андрей Бадьин, консультанты по
брендингу
По наблюдениям консультантов по брендингу, логику потребителя
не всегда можно понять, и потому даже самая странная реклама иногда бывает
достаточно успешна.
Об авторах
- Ведущие - консультанты по
брендингу, авторы книги "Бренд. Боевая машина бизнеса" Андрей Бадьин (слева) и
Виктор Тамберг.
- Задача рубрики "Без иллюзий" - критически взглянуть на
ставшие уже привычными бренды и их рекламу.