ПРЕСС-РЕЛИЗ: Эксперимент саморегулирования строительной отрасли Москвы

23 июня на заседании Комиссии по перспективному развитию и градостроительству Московской городской Думы создана рабочая группа по формированию нормативной базы проведения московского эксперимента саморегулирования строительной отрасли столицы.

Саморегулирование строительной отрасли - насущная необходимость, так как позитивный зарубежный опыт дает все основания применить его в условиях российских реалий. Это объективная тенденция развития экономики страны. В государствах, уже прошедших этот путь, во многих правовых актах можно найти положения, регулирующие отношения государств с саморегулируемыми организациями. В России же формирование института саморегулирования строительной отрасли должно решать задачу защиты предпринимателей, прежде всего инвесторов, от излишнего государственного контроля и вмешательства в сферу рыночных отношений, а также ввести реальные механизмы ответственности строителей перед потребителями.
С одной стороны, закон о саморегулируемых организациях снизит давление государства на предпринимательское сообщество. С другой - стандарты профессиональной деятельности, выработанные саморегулируемыми организациями, обычно устанавливают более жесткие требования, чем предусмотренные соответствующими правовыми актами. К тому же возможности оперативного реагирования саморегулируемых организаций на изменения экономических реалий в вопросах изменений и выработки новых нормативных документов значительно выше, чем у государственных органов. Соответственно саморегулируемая организация сможет применять к своим членам, нарушившим эти правила, более жесткие санкции, чем предусмотренные законом.
Следует отметить, что одной из важнейших общих функций саморегулируемой организации должно стать предотвращение конфликтов интересов, решение спорных вопросов путем переговоров, а при необходимости - обращение к третейскому суду, образованному при саморегулируемой организации.
Создание института саморегулирования строительной отрасли может сыграть роль одного из гарантов, как в материальном, так и в нравственно-политическом смысле. Это своего рода «лицензия» на строительную деятельность. Например, гарантия саморегулирующей организации при заключении договора по долевому строительству (а содержание гарантии должно включать в себя механизмы солидарной ответственности всего строительного сообщества) будет являться для граждан, банков и других инвесторов, так сказать, «печатью добросовестности» строительной компании, которую данная организация должна будет заслужить у своих коллег. Кроме того, саморегулирующие организации могут взять на себя часть информационного обеспечения строительства, вести базы данных договоров долевого строительства, переуступки прав по данным договорам, собирать и другую информацию. Все это, несомненно, будет способствовать более объективной оценке строительного рынка, а кроме того, и это самое важное, расширит возможности всех его участников на оперативное получение объективной информации.
Как отметил в своем выступлении заместитель председателя Комиссии Московской городской Думы по перспективному развитию и градостроительству Александр Милявский, практика города по проведению экспериментов до вступления в силу федеральных законов, чтобы посмотреть, как работают те или иные их положения, позволяет к моменту принятия обобщить накопленный опыт и скорректировать отдельные положения разрабатываемых документов.
«В этом смысле, считаю, что такой эксперимент с законом о саморегулировании в строительной отрасли, проведенный в Москве, в регионе страны, где масштабы строительства наиболее впечатляющи, мог бы быть показательным и полезным для такого рода мониторинга и в целом для строительной отрасли России», - подчеркнул депутат.